Итак, вот краткое введение к новому циклу «Беседы о буддизме», где рассказано, что это такое и как оно приблизительно будет.

Идея
Прежде чем начать любое дело, следует задать себе вопрос: «А зачем оно нужно?» и получить ясный ответ на него. Идея сделать такой цикл появилась у меня ещё в мае, почти сразу после принятия буддизма, но реализовать её мешали многочисленные сомнения, а именно: как я, будучи весьма далёк от Просветления, смогу адекватно изложить сложные проблемы буддийской философии. Я решил начать только после того, как понял, что адекватность изложения и его истинность не важны, важно само поднятие проблем и намерение их решить с моей стороны.
Известно, что письменное изложение мыслей помогает их систематизации, отсюда и главная, если не единственная, цель этого цикла: не «обессмертить» себя «новейшими достижениями» в области буддизма, а концентрированно изложить непростые и потому интересные для меня моменты, дабы либо решить их сразу по ходу написания, либо получить базовую точку для дальнейших размышлений и не изобретать велосипед в двадцатый раз. Можете считать процесс написания этих строк формой медитации типа самадхи.
Отсюда тот вывод, что мне, по большому счёту, неважно, насколько интересны и актуальны будут поставленные проблемы массе читателей. Большого образовательного смысла эти писания также не имеют, так как почти сразу, после сжатого введения, углубляются в дебри и тонкости. Кроме этого введения, все последующие тексты отражают либо проблемы, по поводу которых у меня нет сформировавшегося мнения, либо такие, по которым мнение сформировалось, но это произошло весьма недавно, и у меня нет уверенности, что его не придётся переформулировать по причине появления новых аргументов.
Таким образом виден и другой аспект этих писаний, ради которого я и кладу их в открытый доступ: это не лекции, а именно беседы, то есть выраженное здесь не является догмой, а всего лишь взглядом на проблему, побуждением к мысли, даже где-то просьбой представить альтернативный взгляд. Соответственно, приветствуются разумные комментарии других буддистов (любой школы), желательно со ссылками на тексты или уведомлением, что изложенная позиция является личным мнением. Также интересны мнения не-буддистов («свежая струя»), а особенно тех из них, кто вышел из Учения или хотел войти в него, но не вошёл, потому что что-то пошло не так. Единственная просьба ко всем комментаторам: не надо заниматься сухим изложением догмы «из учебника». Как говорил Буддадаса перед началом своих лекций, «настройте свой разум на пересмотр понятий». Любая строка, даже приписываемая Будде, должна быть обоснована, чтобы стать аргументом.

Источники
Так как я в общем и целом принадлежу к традиции Тхеравада, то и большинство моих источников будут относиться к этой школе. Прежде всего это Палийский Канон, излагающий (как считается, с высокой долей аутентичности) слова Будды Готамы и его ближайших сподвижников. Прочитать переводы значительной части сутр Канона на английский можно на сайте http://accesstoinsight.org. Русские переводы некоторых сутр лежат на http://dhamma.ru. С последнего сайта я заимствую и метод нумерования сутр. Кроме того, есть замечательная книжка «Вопросы Милинды». Это самая ранняя из уцелевших параканонических работ, она (как считается) написана мудрецом Нагасеной в форме FAQ. В нескольких местах Нагасена высказывает неканонические идеи, но в целом книга считается вполне ортодоксальной, а к тому же отличается безупречной структурой и более ясным языком, чем в сутрах. На английском «Вопросы Милинды» лежат здесь: http://www.buddhanet.net/pdf_file/milinda.pdf. Кроме того, я использую работы учителей современности, статьи которых можно найти на вышеупомянутых сайтах, а также на http://www.what-buddha-taught.net, и современные биографические работы, в которых часто ссылаются на традиционные комментарии, не переведённые с пали ни на какой язык.
На работы Махаяны я ссылаюсь меньше, потому что мало с ними знаком. В принципе мнения буддистов Махаяны также интересны, особенно учитывая тот факт, что модернистская ветвь Махаяны (дзэн, некоторые школы тибетского буддизма) весьма сближается с модернистской же ветвью Тхеравады. Внебуддистскими источниками я буду пользоваться совсем немного, так как их существенно меньше в открытом доступе, да и вообще глубокими исследованиями буддизма занимаются в основном буддисты, а если говорить о нашей стране, то тут буддология развита явно слабее, чем, например, синология.

Темы
В качестве тем для бесед намеренно выбирались сюжеты, которые являются «узкими местами» буддизма, то есть либо не вяжутся с современной картиной мира в том виде, как её представляют в нашей культуре, либо бывали заподозрены в непоследовательности и внутренних противоречиях. Про «хорошие», лёгкие для буддизма сюжеты можно с лёгкостью прочитать где угодно, тогда как именно «узкие места» становятся камнем преткновения и без верного понимания мешают адекватно воспринимать Учение. Заверения некоторых ортодоксов в том, что многие вопросы отпадут сами по мере практики, даже если это действительно так, никому не помогают: во-первых, зачем посвящать время практике, если нет уверенности в результате, во-вторых, имеющаяся в наличии проблема обычно обусловлена объективными обстоятельствами и в случае их возвращения (например, при прекращении этого типа практики) вернётся опять. В некоторых темах акцент делается на историю, в большинстве – на философию. Возможны изменения списка тем, добавления и сокращения.

Термины
Я буду избегать использования иноязычных терминов и по возможности переводить их. Непереводимые термины будут даваться в палийском, а не в санскритском прочтении: випассана вместо випашьяны, арахант вместо архата.