Нумерация на карте соответствует спискам 1, 2 и 3 в начале текста. Красным помечены станции из списка 1, синим — из списка 2, зелёным — из списка 3.



Станции паломничества

Сколько именно пунктов надо посетить, дабы считать, что буддийское паломничество успешно завершено? В этом вопросе нет единодушия. Можно выделить три списка станций паломничества, связанных с жизнью Будды и его ближайших учеников.

Список 1, или малое паломничество – это те четыре места, посещение которых было рекомендовано лично Буддой и, вроде как, может привести к перерождению в раю.

1. Лумбини (Непал). В этой деревне, находящейся близ непальско-индийской границы, Будда родился.

2. Бодхгая (Бихар). Тут Будда сперва практиковал крайности аскезы, потом обрёл Просветление под деревом Бодхи, а потом завербовал своих первых последователей. Здесь же находится самый знаменитый архитектурный памятник буддизма – ступа Махабодхи.

3. Сарнатх (Уттар Прадеш). В этом пригороде знаменитого Варанаси Будда «запустил Колесо Учения», то есть прочитал свою первую проповедь перед группой из пяти аскетов, которым было суждено стать первыми буддийскими монахами.

4. Кушинагар (Уттар Прадеш). Здесь Будда «отошёл в полную нирвану», то есть умер.

Станции малого круга паломничества привлекают наибольшее количество паломников, но и простых туристов здесь немало, особенно в Бодхгае и Сарнатхе. Вокруг каждой станции расположено около десятка монастырей, воздвигнутых буддистами разных стран. Между тем, станции малого круга не совпадают с местами, где проходила основная часть жизни и деятельности Будды, а большое количество монастырей и паломников может помешать воссозданию событий давних веков в фантазии.

Список 2, или большое паломничество, включает в себя список 1, а также ещё четыре пункта, тесно связанных с жизнью Будды.

5. Тилауракот (Непал). Здесь, как считается, находился город Капилавасту, где Будда прожил первые 29 лет жизни.

6. Шравасти (Уттар Прадеш). Бывшая столица царства Косала. Здесь Будда прожил более 20 лет, здесь же находился и крупнейший из основанных Буддой монастырей – Джетавана. Действие большинства буддийских сутр происходит именно в Шравасти.

7. Раджгир (Бихар). Первая столица Магадхи. Здесь Будда также прожил несколько лет, основал два монастыря. Здесь на Орлиной Вершине был убит один из главных учеников Будды Моггаллана. Здесь же через несколько месяцев после смерти Будды был проведён Первый буддийский собор, на котором был утверждён канон сутр и правил дисциплины.

8. Вайшали (Бихар). Столица конфедерации Вадджиев. Здесь Будда провёл несколько сезонов дождей в разное время, в том числе свой последний сезон дождей. Первая ступа реликвий в Вайшали – самое старое из сохранившихся буддийских строений.

Станции большого круга существенно менее известны, чем малого. Туристы сюда почти не заезжают, монастырей существенно меньше. Но в чём-то тут интереснее, чем на малом круге, потому что сохранились атмосфера старины, красивая природа и традиционный уклад жизни населения.

Список 3, или расширенное паломничество, включает в себя два первых, а также ещё несколько станций, которые не являются стержневыми с позиций истории раннего буддизма, но тем не менее связаны каким-то образом с жизнью Будды и его ближайших учеников.

9. Пипрахава (Уттар Прадеш). Так называемый Капилавасту Второй. Здесь была обнаружена одна из трёх сохранившихся до нового времени ступ с прахом Будды, принадлежавшая Сакьям из Капилавасту. Современные учёные считают, что сам Капилавасту находился на месте Тилауракота из списка 2, но впоследствии, уже после смерти Будды, был перенесён на это место.

10. Фазильнагар (Уттар Прадеш). Находится в 20 км от Кушинагара из списка 1, на месте древнего города Пава. Здесь Будда в последний раз перед смертью пообедал, в честь чего в древности была воздвигнута большая ступа.

11. Наланда (Бихар). Тут, в нескольких километрах от Раджгира из списка 2, родился и умер главный ученик Будды – Сарипутта. Впоследствии здесь существовал крупнейший буддийский университет, уничтоженный мусульманами. Руины Наланды – самые крупные и впечатляющие на всей святой земле.

12. Патна (Бихар). Этот огромный город ранее был известен как Паталипутра. Царь Аджатасатту уже после смерти Будды перенёс сюда столицу из Раджгира. Здесь была столица империи Ашоки. Сам Будда успел засвидетельствовать постройку города и напророчил ему великую славу. До наших дней сохранились обширные руины.

13. Косамби (Уттар Прадеш). Во время Будды тут была столица царства Вамса. Будда был здесь несколько раз и основал монастырь, но дела у этого монастыря шли плохо, община погрязла в раздорах, а местный царь оказывать покровительство не желал. Руины находятся в пригороде большого и интересного города Аллахабад.

Собственно религиозного значения эти пункты (кроме, разве что, Павы) не несут – скорее, это просто археологические памятники. Нет там ни монахов, ни монастырей, а туристы и паломники заезжают очень нечасто.

Здесь мы опишем все станции из первых двух списков, а из третьего – Паву и Наланду, в которые удобно заехать на «большом круге» из-за их близости к Кушинагару и Раджгиру, соответственно.

Возможные маршруты

По какому бы списку Вы ни ехали, а всё равно – станции паломничества разбросаны по большой площади и вовсе не лежат на одной прямой. Это делает выбор маршрута делом творческим и неоднозначным. Попробуем подсказать возможные варианты.

Многие хотят посетить пункты паломничества согласно хронологической последовательности событий в жизни Будды. Но вряд ли кто-то действительно поедет по станциям в таком порядке, так как это будет означать существенное удлинение маршрута. Жизнь Будды не была простым путешествием из пункта А в пункт Б – Учитель описывал на святой земле сложные геометрические фигуры, многократно возвращаясь в одни и те же места. Здесь даже сложно сказать, что такое «хронологическая последовательность»: например, в Шравасти, Вайшали и Раджгир Будда возвращался по нескольку раз в разные периоды жизни.

Наиболее распространён среди паломников относительно короткий маршрут по малому кругу. Паломник, попавший в Бхайраву из Горакхпура или из Катманду, заезжает в Лумбини (1), оттуда возвращается в Бхайраву, пересекает границу в Сунаули, едет на автобусе в Горакхпур, оттуда на другом автобусе заезжает в Кушинагар (2), возвращается в Горакхпур, едет на поезде в Сарнатх (3), а оттуда в Варанаси, садится на другой поезд до станции Гая, а оттуда на рикше едет в Бодхгаю (4). Малый круг закончен.

Самый лёгкий и быстрый маршрут по большому кругу таков. Поездом из Дели добираемся до станции Гонда, а оттуда через Балрампур – в Шравасти (1). Возвращаемся в Гонду и едем другим поездом до Горакхпура. Далее – автобус в Сунаули, переход границы, другой автобус в Бхайраву, и третий – в Лумбини (2). Четвёртый автобус – в Таулихаву, на рикше или пешком в Тилауракот (3). Назад в Горакхпур через Бхайраву и Сунаули. Если удобнее заезжать из Непала, то тогда сначала в Бхайраву, Лумбини (1), Тилауракот (2), снова в Бхайраву, Сунаули, Горакхпур, поездом в Гонду, Балрампур, Шравасти (3), и назад через Балрампур и Гонду в Горакхпур. Из Горакхпура можно скататься в Пипрахаву (3а) с возвратом в Горакхпур же. Далее – автобус в Кушинагар (4), возможно, с заездом в Паву (4а) и возврат в Горакхпур. Поезд до Сарнатха (5) и поездами через Варанаси в Гаю, оттуда заезд в Бодхгаю (6). Назад в Гаю и автобусом в Раджгир (7) с заездом в Наланду (7а). Поездом в Патну (7б), на автобусе через Гангу в Хаджипур и поездом в Музаффарпур, оттуда автобус в Вайшали (8). Возврат в Музаффарпур, и далее поезд в Дели или Калькутту.

Приведённый маршрут, хоть он и является оптимальным по времени, сложно назвать интересным из-за многочисленных возвратов в уже посещённые пункты. Более долгий по времени, но при этом короткий по расстоянию и интересный маршрут – тот, которым проехал автор этих строк. Вышеупомянутым способом через Бхайраву попадаем в Лумбини (1) и Тилауракот (2). Возврат в Бхайраву, переход границы в Сунаули и автобус в Горакхпур. В Шравасти (3) – опять-таки через Гонду и Балрампур, потом в Горакхпур тем же путём. Автобус в Кушинагар (4), а вот далее, вместо возврата в Горакхпур, следует уходить в Бихар. Первый автобус довезёт до Фазильнагара (4а), второй – до границы штатов, третий – до Гопальганджа. Дальше – три варианта. Первый – прямой автобус в Музаффарпур, а оттуда в Вайшали (5). Второй – на раксаульском автобусе доехать до Мотихари, оттуда поездом в Музаффарпур и автобусом в Вайшали. Третий – поездом из Гопальганджа в Сонепур, а дальше автобусами и рикшами с парой пересадок до Вайшали. Прямых поездов из Гопальганджа в Музаффарпур нет. Из Вайшали – через Музаффарпур и Хаджипур (автобусом и поездом) или через Сонепур и Хаджипур (автобусами и рикшами) в Патну (5а). Поезд в Наланду (6а), автобус в Раджгир (6), автобус в Гаю и рикша в Бодхгаю (7). Назад в Гаю и поездом до Варанаси и далее в Сарнатх (8). Большой круг закончен. Если осталось желание, то из Варанаси можно уехать поездом в Аллахабад и осмотреть Косамби. Приведённая последовательность станций соответствует той, в которой они будут описаны далее.



Маршрут автора с указанием станций в последовательности посещения (см. выше).

Наконец, ещё один вариант «для маньяков» – наиболее длинный и тяжёлый, но зато ни одного возврата в ранее посещённые пункты. Из Бхайравы – в Лумбини (1) и Таулихаву-Тилауракот (2). Из Таулихавы надо ехать на запад по очень глухой дороге вдоль границы с Индией аж до городка Непалгандж. Там следует перейти границу и возвращаться тоже вдоль границы, но уже с другой стороны, вплоть до Шравасти (3). Дальше – через Балрампур и Гонду в Горакхпур, далее – Кушинагар (4) и одним из вышеупомянутых способов в Вайшали (5), Патну (5а), Наланду (6а), Раджгир (6), Бодхгаю (7) и Сарнатх (8).

Рассчитывая время, которое займёт маршрут, следует помнить, что Индия – не Европа: дороги скверные, транспорт тоже, каждая пересадка отнимает много времени… Скорость передвижения по святой земле на автобусах и рикшах составляет 250-300 км в день, если ехать без отдыха, на поездах – существенно быстрее, до 800 км в сутки. Короткий маршрут по малому кругу займёт как минимум 4 дня, самый быстрый вариант большого круга – 8 дней, а вот на маршрут «для маньяков» готовьте пару недель.

Рекомендуемая литература

Книг, посвящённых истории раннего буддизма, к сожалению, до сих пор очень немного. Большинство существующих биографий Будды недостаточно подробно излагают историю его жизни, чтобы быть как-то полезными паломнику. Что же следует прочитать перед поездкой, дабы лучше «врубиться» в значимость пунктов паломничества?

Во-первых, конечно, сутры. Большей частью это философские труды, но попадаются среди них и произведения исторического характера. К сожалению, только незначительное количество таких сутр переведено на русский язык; остальные придётся читать по-английски. Главный источник по истории буддизма – «Сутра о великой полной нирване» (Махапариниббана-сутта), индекс DN 16, самая большая сутра Палийского Канона, описывающая несколько последних месяцев жизни Будды; текст сутры в интернете на русском – http://dhamma.ru/canon/dn16.htm. Суть того, что произошло в Сарнатхе, раскрывает самая ранняя хронологически сутра – «Сутра о запуске Колеса Учения» (Дхаммачаккаппаваттана-сутта, SN 56.11, http://dhamma.ru/canon/sn56-11.htm, рус. яз.). Духовные поиски Будды и его Просветление описаны в «Сутре о благородном поиске» (Арияпариесана-сутта, MN 26, http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/mn/mn.026.than.html, англ. яз.). Картина существовавших в Индии верований и культов показана в «Сутре о плодах отшельничества» (Саманняпхала-сутта), индекс DN 2, http://dhamma.ru/canon/dn02.htm, рус. яз. Юность Будды вкратце описана в «Сутре о роскоши» (Сукхамала-сутта, AN 3.39, http://dhamma.ru/canon/an3-39.htm, рус. яз.). Из шравастинского периода жизни Будды наиболее известна группа небольших сутр «Косала-самьютта» (SN 3, http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/index.html, англ. яз.), посвящённая взаимоотношениям Будды с царём Пасенади . История Первого буддийского собора изложена в 11-й главе канонической книги «Малый путь» (Чулавагга, http://www.sacred-texts.com/bud/sbe20/sbe20119.htm, англ. яз.).

Тем, кто умеет читать по-английски, пригодятся несколько книжек, которые лучше всего покупать в Катманду, в магазинчиках для иностранных туристов, разбросанных по району Тхамель. Прежде всего отметим The Historical Buddha Ганса Вольфганга Шумана, впервые изданную в 1982 г. и неоднократно переиздававшуюся. Это хорошо написанное и точное описание жизни Будды и индийского общества того времени, очищенное от мифологических элементов. Книга включает в себя краткие описания станций паломничества со схемами, что позволяет использовать её как путеводитель.

Из собственно отчётов паломников наиболее известна The Buddhist Pilgrimage британского автора Данкана Форбса, проехавшего по большому кругу (с заездом в Паву и Наланду) в середине 1990-х. В книге имеются исторические экскурсы (информация в которых позаимствована большей частью из книги Шумана) и, опять же, схемы основных достопримечательностей. Как практический путеводитель эту книгу использовать не рекомендуется: подробности поездки расписаны лишь вкратце, и к тому же автор явно располагал большим количеством свободных денег. Имеется и ещё одна книжка под тем же заглавием, представляющая собой подарочное издание большого формата на мелованной бумаге с фотографиями. Его уж точно не следует использовать для практических нужд из-за веса, а также из-за фактических ошибок, свидетельствующих о том, что автор в посещаемых местах не был: например, там написано, что Кушинагар находится в Непале.

Наконец, порекомендуем также цикл из 8 аудиозаписей лекций известного британского философа и буддолога Стивена Бэчелора The Life And Death Of Siddhattha Gotama, посвящённых жизни Будды. Часть информации заимствована из той же книжки Шумана, но некоторые факты серьёзно переосмыслены, а описание последних лет жизни Будды поражает своим драматизмом. Лекции можно бесплатно скачать из интернета по адресу http://www.dharmaseed.org/teacher/169/talk/347/. Говорит Бэчелор чётко и медленно, понять текст несложно.

Когда ехать

Климат на святой земле нельзя назвать приятным. Слишком уж много контрастов и резких перепадов температуры и влажности. Большинство россиян едут в тропики зимой, и это правильно. Самые противные в средней полосе России месяцы – с ноября по февраль – заодно и самые приятные в долине Ганги. Дневные температуры колеблются от 20 до 30 градусов тепла, а ночью бывает прохладно, иногда до +5. Воздух сухой, дождей почти не бывает.

В марте начинается жаркий сезон, который продолжается до июня. Весной в долине Ганги регистрируются одни из самых высоких температур на планете Земля. 45 градусов в тени – это реальность. Только нет её, этой тени: кругом поля, а на небе ни облачка. Здания раскаляются до такой степени, что жарко ходить по полу босиком. Понятно, что в это время ехать лучше не стоит: думать будете не столько о Будде, сколько о том, как выбраться из этой печки. Слегка прохладнее в жаркий сезон на севере святой земли, где чувствуется влияние гималайского воздуха, а жарче всего в районе Варанаси и Бодхгаи.

Июль, август, сентябрь, октябрь – сезон дождей. Солнце греет столь же сильно, как и в жаркий сезон, но практически каждый день по несколько часов льёт дождь, который охлаждает воздух. К сожалению, дождь также превращает многочисленные грунтовые дороги и тропы в грязное месиво, что осложняет передвижение. Ну и перспектива ежедневно мокнуть и прятаться – тоже не из лучших.

Чего ожидать

Большинство станций буддийского паломничества (пожалуй, все, кроме Бодхгаи и Раджгира с Наландой) нельзя отнести к «туристическим достопримечательностям» в традиционном смысле. В этом же районе можно найти более интересные места: Лакхнау, Аллахабад, Варанаси… Большая часть исторических сооружений – это раскопанные археологами фундаменты кирпичных ступ, самые старые из которых относятся к эпохе Ашоки, а самые новые построены незадолго до исламского завоевания. Реже можно увидеть сами ступы в полуразрушенном виде и колонны Ашоки, на которых ещё можно разобрать тексты эдиктов. В некоторых станциях есть музеи, где выставлены большей частью каменные статуи Будды и индусских божеств, датируемые ранним средневековьем.

Современная буддийская архитектура в пунктах паломничества вызывает даже больший интерес, чем старые руины. Нигде в мире больше нельзя увидеть такой «буддийский интернационал» из храмов и монастырей всевозможных буддийских стран и традиций. Кого тут только нет! Тайцы, бирманцы, ланкийцы, кхмеры, вьетнамцы, неварцы, бутанцы, сиккимцы, китайцы из КНР и Тайваня, корейцы, японцы; даже буддисты из европейских стран основывают свои монастыри. И, конечно, Тибет, который иногда бывает представлен даже несколькими монастырями, относящимися к разным школам. Особенно велико разнообразие храмов в Лумбини и Бодхгае. Из стран традиционного буддизма на святой земле вообще не представлены только три: коммунистический Лаос, очень бедная Монголия и Россия, в которой возрождение традиционного для бурят и калмыков ламаизма идёт медленными темпами. Все эти «этнические» храмы были построены в течение последней сотни лет в архитектурном стиле, характерном для их родных стран. Строительство храмов продолжается и сейчас, особенно в станциях большого круга, где этот процесс начался позже, чем на малом.

В природном отношении почти вся святая земля представляет собой унылую густонаселённую равнину. Исключение – Раджагаха, «спрятанная» в кольце довольно высоких холмов. Лес сохранился в той же Раджагахе и в Лумбини.

Готовясь к поездке, не следует забывать, что Вы едете в один из самых неблагополучных экономически уголков современного мира. Даже по индийским меркам штаты Уттар Прадеш и Бихар можно назвать весьма бедными. Пыль, грязь, разбитые дороги, скверный транспорт, давка, непривычная и тяжёлая еда, нищие и просто бомжи, навязчивые предлагатели разных услуг и отсутствие привычных нам форм быта вроде супермаркетов или нормальных автовокзалов – всё это придётся переносить. Путешествие по этим местам, равно как и по Индии вообще, нельзя назвать отдыхом – это изнуряющий физический труд. Если тратить на поездку много денег, то некоторых трудностей можно избежать, но далеко не всех. За «разруливанием» бытовых ситуаций легко забыть, зачем вообще Вы сюда приехали. Впрочем, в самих пунктах паломничества буддисты и местные власти всё же прилагают усилия, чтобы создать островки тишины и покоя среди моря индийской суеты. В этом, к слову, состоит особенность, привлекающая к «буддийским резервациям» простых туристов: там можно просто спокойно отдохнуть несколько дней.