Согласно Сутта-Нипате, Будда родился в местечке Лумбини при несколько экстремальных обстоятельствах. Его мать, царица Майя, решила рожать не дома, в Капилавасту, а у своих родителей, в городке неподалёку. Но она замешкалась со сборами, поэтому роды случились по пути, в деревне Лумбини. Не исключено, что непредвиденно скорые роды и послужили причиной смерти Майи, которая наступила через 7 дней.

Сейчас, как и прежде, Лумбини — маленькая убогая деревня близ индо-непальской границы, со стороны Непала. Конечно, беспрерывно на этом месте деревни не было, да и называлась она на момент открытия колонны Ашоки деревней Румминдеи. Однако, в новейшее время власти Непала превратили лесок в окрестностях деревни в современный монастырский комплекс — пожалуй, это самый мощный проект модернизации на пути паломника. Собственно, именно всевозможными монастырями разных традиций Лумбини и интересно.





Собственно центральная площадь деревни.







А вот полный список монастырей, но о них позже. Обратите внимание на благоустройство и умиротворение на заднем плане. Прям как будто и не в Непале даже.







Большинство туристов ходит только в археологическую зону — единственную часть парка, куда надо брать билет. Тут на маленьком пространстве довольно много руин и фундаментов старых ступ. На заднем плане — современная конструкция, возведённая над самой главной руиной.







А вот и самая главная руина изнутри.







А главная она, потому что на этом самом камне вроде как родился Будда. Учитывая традиционное мнение, что царица Майя рожала стоя, следует полагать что младенец об этот камень шлёпнулся.







А вот это уже посерьёзнее. Та самая колонна Ашоки. 3-й век до н.э. Можно различить нацарапанную надпись. Содержание примерно таково: здесь, в деревне Лумбини, родился Будда, поэтому жители освобождаются от налогов. На основании этой колонны отождествляется само Лумбини и ещё несколько древних руин в окрестностях.







Местное дерево Бодхи, пипаль, ficus religiosa. Обратите внимание на форму листьев на переднем плане. Под деревом сидят четверо. Двое монахов продают туристам всякую фигню…







А двое европейцев застыли в очень глубокой медитации. Вообще увидеть медитирующих людей у свтяых мест — большая редкость.







Пять заповедей буддизма: не убивать живых существ, не брать то, что не дано, не заниматься «неправильным сексуальным поведением», не лгать, не принимать опьяняющие вещества.







Колокол. Это вообще отдельная тема. Колоколов в буддийских храмах много, они красивые, с надписями и незименным изображением символа буддизма — колеса. Звонят в них, как и в православные колокола, раскачивая язык.







Единственный женский монастырь в Лумбини. Принадлежит непальцам, но при этом находится в зоне Тхеравады. Нигде не читал про непальскую Тхераваду, но несколько монастырей наблюдал.







Барельеф у входа в храм женского монастыря. Царица стоит, опершись на дерево, в этой позе она только что родила Будду, а Будда уже побежал, сделал 6 шагов из 7 положенных по традиции и теперь махает зрителям ручкой.







Как известно, главная пагода Мьянмы — это Шведагон. Вот неизобретательные мьянманцы и ставят во всех монастырях по уменьшенной копии Шведагона. Красиво, но немного приедается.







У подножия шведагончика — ещё одна бирманская фишка. Мьянманцы обожают астрологию и точно помнят, в какой день недели они родились. Дней, к слову сказать, восемь. У каждого шведагончика (равно как и у оригинала) по периметру стоят 8 статуй Будды. Кто в какой день родился, тот должен подойти к «своему» Будде и облить его водой трижды, тогда будет счастье. На фото — вторник.







Ещё одна бирманская хрень с четырьмя быками и колесом.







И вот так бирманцы тоже умеют.







Самая нищая из буддийских стран — это Камбоджа. Но и кхмеры тоже начали что-то строить на святой земле. Ворота недостроенного храма с традиционными кхмерскими шпилями — прангами.







Цейлонский монастырь. Вроде ничего особенного, а смотрится ухоженно и приятно.







Лучшая буддийская страна по храмовой архитектуре — бесспорно, Таиланд. Эта несколько ухудшенная копия храма Ронг-Кхун легко «делает» все прочие постройки Лумбини.







Да и внутри неплохо.







Жилой корпус тайского монастыря тоже симпатичный.







Любимое занятие тайцев — лепить на всё позолоченные наклейки. Это считается буддоугодным делом.







Это китайцы.







А вот непальская Махаяна. Обратите внимание на характерные «глазки».







Кроме стран традиционного буддизма, свои монастыри в Лумбини начали строить европейские буддисты. Это, кажется, немцы. Обратите внимание на портик в стиле классицизм.







Ещё что-то евробуддийское строится.







А это тибетцы. Аляповато, несоразмерно, а всё равно красиво.







Да ещё и ухоженно. Этот тибетский храм — один из наиболее цивильных.







Традиционная тибетская икона. Смысл таков: мир разделён на 6 секций (сектора внутри колеса) — рай, обычный мир с людьми и животными и ады трёх разновидностей. Всем этим заправляет дьявол (огромный красный чувак)…







Но за пределами колеса (владений дьявола) в нирване обитают святые монахи. Очень трогательно выглядит верёвка для просушки монашеских роб слева внизу.







Ну а это знаменитый тибетский молитвенный барабан.