Из всех пунктов большого круга паломничества непальский Тилауракот — самый глухой. Это деревня в получасе ходьбы от райцентра — очень грязного и бедного городка Таулихава. От Лумбини ехать километров 30 (то есть больше часа). Район Таулихавы официально переименован в Капилавастинский, а вот сама деревня сохраняет старое название. Крупных дорог тут нет, вся торговля — крошечная лавка типа сельпо. Монастырь только один, и в нём всего 4 монаха.

Между тем, Тилауракот — один из самых интересных археологических памятников Непала. Здесь, как и в Трое, в разное время было 9 городов. Один из них (не самый последний) принято отождествлять с Капилавасту — столицей республики Шакьев, или Сакьев, где Будда провёл первые 29 лет жизни и куда неоднократно возвращался впоследствии. Город был разрушен косальским царём Видудабхой ещё при жизни Будды. Смотреть особо не на что: фундаменты кирпичных зданий (скорее всего, более поздних эпох) да небольшой музей. Но вот в отношении особенной атмосферы древности Тилауракот легко обгонит все прочие станции паломничества: ведь здесь со времён Будды изменилось не так уж много.





А вот и единственный монастырь. Это непальская Тхеравада.







В этой беднейшей деревне отлично сохранился традиционный деревенский уклад. Туристы и паломники сюда заезжают очень редко.







Главная улица. Сушат снопы.







Типичный крестьянский двор.







На этой реке стоял город.







Собственно руины. Вряд ли тут был настолько великий город, как сообщают средневековые фантазёры. Все дома довольно небольшие, а «дворец» Будды, по предположению Шумана, отличался от других домов только наличием более чем одного этажа. На заднем плане — группа бирманцев-паломников с монахом в качестве гида.







Это восточные ворота Капилавасту, также известные как Ворота отказа от мира. Через них ночью ускакал Будда, когда решил сбежать от родителей и стать отшельником.







А местным всё это до лампочки, они спокойно молятся Шиве.