Деревня Сахет-Махет, находящаяся уже с индийской стороны индо-непальской границы, была официально переименована в Шравасти по располагавшемуся тут в древности великому городу, столице царства Косала. Знатоки Палийского канона знают этот город как Саваттхи, но мы будем использовать санскритский вариант, отвечающий современному произношению. Богатый купец Анатхапиндика из благочестивых побуждений купил у принца Джеты, сына царя Пасенади, рощу на окраине города и передал её Будде под монастырь. Роща Джеты, или Джетавана, стала самым первым и самым крупным буддийским монастырём того времени. Здесь Будда провёл целых 20 лет (с перерывами), здесь была создана добрая половина буддийских сутр. За год до смерти Будды царь Пасенади, с которым Будда успел подружиться, был свергнут собственным сыном Видудабхой, который был настроен к буддизму враждебно. Основная база буддизма была перенесена на восток, в Магадху, где и оставалась несколько сотен лет.

Современный Сахет-Махет — небольшая придорожная деревня, стоящая в на редкость унылой безлесной местности. От Шравасти времён Будды не сохранилось ничего — только позднейшие культовые сооружения отмечают «те самые» места. Монастырей и туристов немного.

Не менее, а даже и более интересен, чем Шравасти, соседний город Балрампур. Этот не описанный ни в одном путеводителе маленький городок потрясает обилием разного рода древностей: от средневековья до викторианской эпохи. Хотя к истории буддизма он не имеет никакого отношения, я решил показать несколько фотографий — вряд ли где-то ещё в интернете вы увидите эти места.





Этот холм у дороги, ведущей в Шравасти — рукотворный.





Наверху — какие-то руины. Тайцы по своему обыкновению заляпали стену золотыми наклейками.





Тибетский монастырик.





Корейский храм с экзистенциальным названием.





Это же надо было испортить красивейший тайский храм безвкусным навершием.





Сам храм тайцы почему-то отдали Камбодже, а себе строят новый.





Новостройка, Будда и трактор.





Для джайнов Шравасти — тоже святое место. Это их храм.





Какой-то джайнский зиккурат.





Роща Джеты. Как всё чисто и красиво! Это историко-культурный заповедник, за вход берут деньги.





Версия дерева Бодхи в Джетаване — вторая по старшинству после Бодхгаи. Первое дерево было посажено здесь Анатхапиндикой ещё при жизни Будды. Учитывая, что в Бодхгае дерево совершенно не смотрится, здешний пипаль — самый крупный на пути паломника.





Заброшенная китайская пагода.





Археологи умудрились раскопать земляной вал древнего Шравасти. Как это было сделано — ума не приложу. Это южные ворота.





Внутри городского вала. Это — древний джайнский храм в удивительно хорошей сохранности.





А вот уже буддийский храм, довольно крупный.





Балрампур. Минарет в североиндийском стиле.





В Балрампуре сохранилась старинная городская стена.





Ещё что-то средневековое.





Индуистский мини-храмик. Обратите внимание на стены.





Центральная площадь города.





Не столб подпирает провода, а наоборот.





Главный транспорт в Балрампуре пока такой.





Главная «фишка» города — здания в колониальном стиле. Здесь вообще-то была столица махараджества, и один просвещённый махараджа в конце 19 века построил эту красоту.





Теперь тут университет.





Мавзолей махараджи. Увы, закрыт.





Он же. Узнаётся бомбейский стиль.





Колледж для девочек.





Главный корпус университета.





Он же.





Он же. Обратите внимание на белого мистера в котелке.