Варанаси (ударение на второй слог), он же Каши или Каси — один из древнейших городов Индии. Он уже был крупным торговым и религиозным центром во времена Будды. Однако сам Будда, кажется, подчёркнуто избегал Варанаси. Не известно ни одной сутры, где бы упоминалось, что Будда пришёл в этот город. Шуман считает, что причиной было распространение ортодоксального брахманизма в Каши: брахманы не допускали в город «конкурентов» — бродячих аскетов.

Но в окрестностях Варанаси есть знаменитое буддийское место — Сарнатх. Это большое село находится в 6 км от границы города. Сарнатх — один из четырёх пунктов «малого круга» паломничества, но, пожалуй, наименее известный из них. В оленьем парке Исипаттана под Варанаси Будда «запустил колесо Учения», то есть прочитал свою первую проповедь, известную нам как «сутра о запуске колеса Учения» или Дхаммачаккаппаваттана-сутта. «Проповедью» это можно назвать весьма условно, так как слушателями были всего пятеро аскетов, с которыми Будда уже был знаком ранее. По размерам первая сутра невелика, но она вкратце суммирует основные тезисы буддизма, и поэтому входит в золотой фонд буддийской философии.

Основания идентифицировать Сарнатх с оленьим парком Исипаттана очень веские. Во-первых, это колонна с эдиктом Ашоки, во-вторых, местоположение, в-третьих, само название: Сарнатх означает «господин оленей», что может быть связано со старинным оленьим парком.

Современный Сарнатх нельзя назвать ярким местом. Здесь не так уж много монастырей, а имеющиеся не поражают архитектурой. Но посетить его стоит, прежде всего, ради уникальной ступы Дхамекх, самого крупного из древних сооружений святой земли.

Этот пост, вероятно, будет последним в цикле «Буддийское паломничество». Если у меня будет желание и настроение, я сделаю ещё 1-2 поста с практической информацией о попадании, передвижении, ценах и т. п. на святой земле.





Начнём с Варанаси. Так выглядит центральная улица города. Обратите внимание на мусульман. Они составляют где-то треть населения.



Выход к главной достопримечательности Варанаси — гхату десяти коней (Дашашвамедх). Река на заднем плане — Ганга.



Как известно, индусы любят сжигать в Варанаси покойников. Но лежачий мужик — не покойник, ему просто массаж делают.



Изображение Шивы на Дашашвамедх-гхате.



В районе гхатов можно увидеть просто роскошную архитектуру.



Ещё один образец.



Главный аттракцион для туриков — кататься на лодке по Ганге. На том берегу мирно пасутся буйволы. Когда вода высокая, всё это пастбище вплоть до вон того леса заливает.



Вокзал Варанаси содержит буддийскую символику — колесо Учения.



Сарнатх — настолько святое место, что тут даже можно найти живого Татхагату. Татхагата — это один из «титулов» Будды, в переводе — «видящий вещи такими, каковы они есть».



Тайский храмик в Сарнатхе маленький и неказистый.



Огромных размеров музей.



Археологический парк. Тут была большая древняя ступа, которую разобрали на кирпичи в XVIII в., прямо на глазах у английского резидента. Урну с прахом Будды выкинули в речку.



Та самая ступа Дхамекх. Построена до нашей эры. Уникальна тем, что нижняя часть — каменная. Из других построек святой земли камень использовали только для ступы Махабодхи.



И ещё…



В непосредственной близости от Дхамекха стоит джайнский храм.



То, что осталось от стелы Ашоки.



Раз это был олений парк — значит, надо завезти оленей. Интересно, понимают ли современные индусы, что в древности тут был не зверинец, а охотничьи угодья?



Кто-то пытается медитировать.



Большой и красивый тибетский монастырь спрятан очень тщательно. От основных памятников надо переть полчаса по абсолютно мерзкой дороге.



Страшные тибетские существа.



Храм общества Махабодхи — главный из действующих в Сарнатхе. Довольно умелая пародия на ступу Махабодхи, хотя в плане они отличаются.



Рядом с храмом находится вот такая скульптурная композиция: первая проповедь Будды.



Вокруг скульптуры стоит несколько стел с переводом Дхаммачаккаппаваттана-сутты на разные языки. В том числе на сингальский.