Вторая сутра о грядущих опасностях
AN 5.78

О монахи, этих пяти грядущих опасностей, если их обдумать, вполне достаточно, чтобы монах – внимательный, пылкий и решительный – жил ради достижения ещё не достигнутого, приобретения ещё не приобретённого, осознания ещё не осознанного. Каких пяти?

Есть случай, когда монах напоминает себе об этом: сейчас я молод, черноволос, наделён благословениями юности в первой стадии жизни. Однако, придёт время, когда это тело будет охвачено старостью. Когда охвачен старостью и разложением, нелегко обращать внимание на учение Будды. Нелегко жить в отдалённых лесных жилищах вдали от людей. Пока не случилась эта неприятная, неприветливая, разочаровывающая вещь, пусть я прежде всего сделаю усилие для достижения ещё не достигнутого, приобретения ещё не приобретённого, осознания ещё не осознанного, так что – наделённый этим учением – я буду жить в мире, даже когда состарюсь.

Вот первая грядущая опасность, которой, если её обдумать, вполне достаточно, чтобы монах – внимательный, пылкий и решительный – жил ради достижения ещё не достигнутого, приобретения ещё не приобретённого, осознания ещё не осознанного.

Далее, монах напоминает себе об этом: сейчас я свободен от болезни и дискомфорта, наделён хорошим пищеварением: не слишком холодным, не слишком жарким, имеющим умеренную силу и выносливость. Однако, придёт время, когда это тело будет охвачено болезнью. Когда охвачен болезнью, нелегко обращать внимание на учение Будды. Нелегко жить в отдалённых лесных жилищах вдали от людей. Пока не случилась эта неприятная, неприветливая, разочаровывающая вещь, пусть я прежде всего сделаю усилие для достижения ещё не достигнутого, приобретения ещё не приобретённого, осознания ещё не осознанного, так что – наделённый этим учением – я буду жить в мире, даже когда заболею.

Вот вторая грядущая опасность, которой, если её обдумать, вполне достаточно, чтобы монах – внимательный, пылкий и решительный – жил ради достижения ещё не достигнутого, приобретения ещё не приобретённого, осознания ещё не осознанного.

Далее, монах напоминает себе об этом: сейчас еды много, легко найти подаяние. Легко поддерживать себя подбиранием и покровительством. Однако, придёт время, когда будет голод. Еда будет редкостью, сложно будет найти подаяние, нелегко будет поддерживать себя подбиранием и покровительством. Когда случится голод, люди будут собираться там, где много еды. Там они будут жить скоплениями и толпами. Когда живёшь в скоплении или толпе, нелегко обращать внимание на учение Будды. Нелегко жить в отдалённых лесных жилищах вдали от людей. Пока не случилась эта неприятная, неприветливая, разочаровывающая вещь, пусть я прежде всего сделаю усилие для достижения ещё не достигнутого, приобретения ещё не приобретённого, осознания ещё не осознанного, так что – наделённый этим учением – я буду жить в мире, даже когда есть голод.

Вот третья грядущая опасность, которой, если её обдумать, вполне достаточно, чтобы монах – внимательный, пылкий и решительный – жил ради достижения ещё не достигнутого, приобретения ещё не приобретённого, осознания ещё не осознанного.

Далее, монах напоминает себе об этом: сейчас люди живут в гармонии, дружелюбно, не ссорясь, подобно молоку, смешанному с водой, смотрят друг на друга с приязнью в глазах. Однако, придёт время, когда будет опасность вторжения диких племён. Забрав власть, они окружат всю местность. Когда случится опасность, люди будут собираться там, где безопасно. Там они будут жить скоплениями и толпами. Когда живёшь в скоплении или толпе, нелегко обращать внимание на учение Будды. Нелегко жить в отдалённых лесных жилищах вдали от людей. Пока не случилась эта неприятная, неприветливая, разочаровывающая вещь, пусть я прежде всего сделаю усилие для достижения ещё не достигнутого, приобретения ещё не приобретённого, осознания ещё не осознанного, так что – наделённый этим учением – я буду жить в мире, даже когда есть опасность.

Вот четвёртая грядущая опасность, которой, если её обдумать, вполне достаточно, чтобы монах – внимательный, пылкий и решительный – жил ради достижения ещё не достигнутого, приобретения ещё не приобретённого, осознания ещё не осознанного.

Далее, монах напоминает себе об этом: сейчас Сангха в гармонии, дружелюбно, не ссорясь, живёт в довольствии, сообща декламируя правила. Однако, придёт время, когда будет раскол в Сангхе. Когда случается раскол в Сангхе, нелегко обращать внимание на учение Будды. Нелегко жить в отдалённых лесных жилищах вдали от людей. Пока не случилась эта неприятная, неприветливая, разочаровывающая вещь, пусть я прежде всего сделаю усилие для достижения ещё не достигнутого, приобретения ещё не приобретённого, осознания ещё не осознанного, так что – наделённый этим учением – я буду жить в мире, даже когда есть раскол в Сангхе.

Вот пятая грядущая опасность, которой, если её обдумать, вполне достаточно, чтобы монах – внимательный, пылкий и решительный – жил ради достижения ещё не достигнутого, приобретения ещё не приобретённого, осознания ещё не осознанного.

Таковы пять грядущих опасностей, которых, если их обдумать, вполне достаточно, чтобы монах – внимательный, пылкий и решительный – жил ради достижения ещё не достигнутого, приобретения ещё не приобретённого, осознания ещё не осознанного.