Вслед за эссе я решил перевести одну главу из книги этого автора, где описываются и критикуются всевозможные напридуманные человечеством идеи по поводу того, что именно должна собой представлять просветлённая личность. Глава весьма крупная, поэтому переводить и выкладывать буду по частям. Примечаний в этот раз не будет, а лучше я как-нибудь сделаю общее введение к работам Инграма со словариком терминов, им придуманных.



Модели стадий просветления

Прежде чем я буду обсуждать разные модели, я начну с того, что эту часть книги легче всего неверно истолковать. Далее, если вы большой фанат стандартной буддийской догмы, то я сильно порекомендую вам прекратить читать эту главу сейчас и перейти к заключительной части книги. Серьёзно, я снова собираюсь стать весьма непочтительным, но в этой непочтительности есть кусочки мудрости, которые тяжело найти где-либо ещё в столь явном выражении, поэтому, пропуская эту главу, вы действуете на свой страх и риск.

Когда думаешь о просветлении, возникает искушение принять что-то определённое, то, что можно вообразить, например, состояние или качество бытия, а потом фиксироваться на этом идеале вместо того, чтобы делать практики, ведущие к свободе. Можно полностью гарантировать, что всё, что вы можете вообразить или определить как просветление – это ограниченный и неверный взгляд, но эти взгляды всё равно искушают и в общем продолжают быть очень соблазнительными даже на средних стадиях просветлённости. Любое возможное описание потенциальных эффектов реализации, скорее всего, подпитывает эту печальную тенденцию.

Итак, моё определённое предпочтение в ходе практики – в предположении, что просветление совершенно непрактично, не производит никаких определяемых изменений и не имеет в принципе ничего общего с другими сферами обучения. Это значит, что я приму как рабочую гипотезу, что просветление не сделает меня лучше каким-либо образом, не создаст благотворных качеств разума, не произведёт состояний счастья или мира, не внесёт никакой дополнительной ясности в вопросы того, как мне жить в обычной жизни. Я экспериментировал с принятием других взглядов и обнаружил, что они почти всегда мешают моей практике прямого понимания.

Любой взгляд столь легко становится священным, и поэтому возникает искушение не исследовать ощущения, из которых состоят мысли по поводу этого взгляда, а имитировать идеал, выраженный в содержании этого взгляда. Это может казаться похожим на практику фундаментального прямого понимания, но это не так. Я понимаю, что это плохая реклама для просветления, особенно учитывая мои предыдущие описания Тёмной Ночи. Действительно так. Мой тезис в том, что те, кто должны найти его, найдут его, как бы хорошо оно ни рекламировалось. А что до остальных, ну, что тут сказать? Делаю ли я медвежью услугу, не продавая его, как это делают все прочие? Я не думаю так. Если вам нужна грандиозная реклама просветления, то есть большая и вонючая куча её, от которой вы тоже можете отщипнуть, так что я не думаю, что моя попытка спустить это с небес на землю вызовет какой-то вредный дефицит блёсток на великом духовном базаре.

У Билла Хэмилтона было много хороших афоризмов, но мой любимый касается практик прямого понимания и их плодов, о которых он сказал: «Весьма рекомендуется, но не могу сказать, почему». Это, вероятно, самая безопасная и точная реклама просветления, которую я когда-либо слышал. Был знаменитый старый мёртвый просветлённый чувак (имя которого по иронии судьбы я не могу вспомнить сейчас), который вроде бы сказал: «Я не приобрёл совершенно ничего посредством полного и непревзойдённого просветления». Один мой друг считает, что это был Будда – может быть, и так.

В любом случае, в буддийской традиции и во многих других принято рекламировать просветление в отрицательных понятиях, либо заявляя, чем оно не является, либо заявляя, что теряется на каждой стадии, но есть большое искушение вообразить, что «свобода от страдания» естественным образом перейдёт в постоянное состояние ментального счастья или мира, что может подбивать на попытки имитации такого идеального состояния. И это будет практикой концентрации.

При всём этом, факт тот, что модели стадий просветления имеются и доступны. Даже когда они не упоминаются явно, они оказывают очевидное влияние на то, как люди описывают реализацию. Поэтому я решил попытаться поработать с ними, дабы их можно было использовать способами, которые помогают, а не вредят. Это сложнее, чем может показаться.

Бывают дни, когда мне хочется, чтобы слова «просветление» не существовало, чтобы модели не существовали, а весь процесс был в целом неизвестен обычному человеку, дабы он был менее мифологизирован и преувеличен, что сделало бы разговоры о нём гораздо более нормальными и производящими меньше реакций. Мне бы хотелось, чтобы мы начали сначала, без всех странных культурных и мифических ловушек, создали простые и ясные термины и начали бы двигаться дальше.

Бывают другие дни, когда я думаю, что по крайней мере люди знают, что это в принципе возможно, даже если большая часть того, что было сказано об этом, основана на фантазиях. Моя самая заветная мечта в том, чтобы нынешнее поколение просветлённых учителей вышло бы из своих традиций, исправило бы ошибки в описаниях и ложные обещания прошлого и заложило основу для продолжения этих реформ несмотря на всё экономическое и социальное давление. Одна из проблем на пути этого в том, что, к сожалению, только немногие зашли достаточно далеко, чтобы увидеть, насколько подавляющее большинство мечтаний о просветлении не выдерживает проверки реальностью. Другая состоит в том, что поставить самого себя на искусственный пьедестал – это может быть вознаграждающим в разных отношениях. Так или иначе, количество голосов, пытающихся вернуть вещи в соответствие с тем, что действительно может быть сделано, мало в сравнении с силами, которые хотят сделать это чем-то грандиозным и поэтому в основном недостижимым.

Перед тем, как я начну заходить в детали, я должен объяснить, что самый важный принцип, который я хочу протолкнуть, таков: «Это оно и есть», то есть это мгновение содержит истину. Любая модель, которая пытается вбить клин между конкретикой того, что происходит в твоём мире прямо сейчас и тем, что следует за просветлением, должна быть рассмотрена с большим скептицизмом. За тем простым исключением, что есть факт плохого распознавания ощущений, происходящих сейчас и привычного создания иллюзии отдельной длящейся личности, почти все остальные мечтания проблематичны до некоторой степени. Этот базовый принцип является ключевым для практики, так как он фокусирует вещи на моменте «здесь-и-сейчас», а также является истинным. Вернёмся к сложностям…

Ментальные модели, которые мы используем, находясь на духовном пути, могут оказывать глубинный эффект на наше путешествие и его исход. Большинство духовных практикантов никогда в действительности не смотрели критически на свои глубочайшие воззрения о том, что значит «просветление», или же на то, что, как они воображают, изменится, когда они станут просветлёнными. У многих, вероятно, есть подсознательные идеалы, которые могут возникнуть из столь разнообразных источников как мультики, телешоу (на ум приходит кунфу), фильмы, легенды, гуру 60-х, поп-музыка, поп-журналы и другие аспекты поп-культуры в целом. Более формальные и традиционные источники включают в себя древние тексты и традиции буддизма, индуизма, даосизма, суфизма, каббалы, христианства, западных мистических традиций (алхимия, теософия, традиции, связанные с «Золотым Рассветом» и т. д.), школы древнегреческих мистерий (включая фрагментарные писания авторов вроде Гераклита) и неприсоединившихся или неоднозначно присоединившихся авторов – таких, как Кабир, Халиль Джибран, Кришнамурти и многие другие.

Современные эклектические традиции, такие как разные новые версии буддизма и других традиций, существующие на Западе, также содержат широкий спектр явных и подразумеваемых идеалов по поводу просветления. Многие люди также, как кажется, принимают свои собственные врождённые высшие идеалы по поводу самих себя или других людей, которые возникли из сложноопределимых источников, и делают их частью своей работающей, хотя и плохо определённой, модели просветления.

Также есть на Западе сильная традиция веры в то, что просветление подразумевает самосовершенствование в каком-то психологическом смысле, хотя это также заметно в некоторых восточных и традиционных моделях, пусть в несколько других формах.

Почти все эти источники содержат некоторые аспекты, которые могут быть временами полезны, и другие аспекты, которые временами могут быть бесполезны или даже посылать людей в неверном направлении. Число противоречий по поводу нашего предмета, которые можно найти даже внутри каждой отдельной традиции, гораздо больше, чем многие люди себе представляют. Например, те, кто попытается провести систематический пересмотр догмы просветления внутри Палийского Канона, запутаются в массе сильно различающихся доктрин, мифов, историй и идеалов, а это всего одна из традиций

Итак, взяться за предмет моделей стадий просветления – это пугающая задача, но, расщепив её на упрощённые категории, можно предпринять какую-то дискуссию об этой широкой массе догмы и полуправды. Я буду использовать как простые, широко применимые модели, так и конкретные модели, которые приходят из некоторых традиций, и попытаюсь соотнести их с реальностью. В конце концов, соотнесение их с реальностью – это и есть по сути практика, и этим должны заниматься вы.

Я считаю эту попытку всего лишь добавлением к старой традиции, которая пытается реформировать догму и привести её в соответствие с проверяемыми истинами, хотя и более конкретную и подробную, чем любая из мне известных. Каждая новая культура, место, время и ситуация нуждается в том, чтобы сделать это ещё и ещё, так как силы внутри нас и общества, которые работают на продвижение моделей, не связанных с истиной вещей, мощны и неувядаемы, на их стороне деньги, власть, слава, идеалы бесконечных блаженства и удовольствия, соблазняющая сила идеалов самосовершенствования и разрушительная инерция традиции.

Кроме того, эта глава – во многом та ситуация, в которой я заявляю об очень высоком уровне собственной реализации, пишу так, как будто то, чего я достиг, обладает достаточным авторитетом, дабы написать такую главу, а потом представляю это, как если бы это было наиболее полным текстом по данному предмету, достаточным, чтобы противоречить значительным фрагментам 2500 лет традиции, учениям и писаниям бессчётных комментаторов прошлого и настоящего. Хотя с моей нынешней точки обзора сложно не поверить в то, что это так, любой разумный человек будет читать эту главу с должным скептицизмом, и это, на мой взгляд, одно из достоинств правильно применённого буддизма и рационалистической мысли в целом. Будда постоянно просил людей не принимать его слова за чистую монету, а экспериментировать и смотреть, придут ли они к тем же выводам, и я рекомендую делать так же. Если вы сможете достичь чего-то за пределами того, что, как я заявляю, возможно – флаг вам в руки и, пожалуйста, дайте мне знать, как вы это сделали! Я бы сожалел, если бы выяснилось, что эта работа затруднила для кого-либо достижение его полного человеческого потенциала, и я всегда ищу полезные практики и концепции.

Вот список базовых категорий и моделей, которые я использую, хотя большинство традиций содержит смесь всех их или многих. Есть, вероятно, другие аспекты мечтаний о просветлении, которые я не упомянул, но этот список должен покрывать большинство из основных. Я гляжу на каждую из них как на выражение какой-то оси развития, и практически все они суть хорошие оси для работы, вне зависимости от того, какое они имеют отношение к просветлению. При этом, из того, что я уже написал, несложно будет выделить мои любимые.

1. Модели не-дуальности. Эти модели имеют отношение к уничтожению или преодолению ощущения, что существует некая отдельная или длящаяся центральная точка, агент, смотрящий, делающий, распознаватель, субъект, наблюдатель или подобная сущность.
2. Модели фундаментального распознавания. Те, которые имеют отношение к прямому распознаванию фундаментальных аспектов вещей такими, какие они есть, включая распознавание пустоты, светимости, непостоянства, страдания и других ключевых аспектов ощущений, вне зависимости от того, чем являются эти ощущения.
3. Модели конкретного распознавания. Те, которые касаются возможности распознавать больше и больше, если не все, конкретные ощущения, из которых состоит опыт, с большей и большей ясности постоянно или почти постоянно, и обычно касаются совершенной, длящейся, панорамной осознанности или концентрации, работающей на очень высокой скорости.
4. Эмоциональные модели. Те, которые имеют отношение к совершенствованию или ограничению спектра эмоций, обычно касаются уничтожения вещей вроде страсти, жадности, ненависти, смущения, самообмана и подобного.
5. Модели действия. Те, которые имеют отношение к совершенствованию или ограничению вещей, которые мы можем и не можем делать в обычном смысле, обычно связаны с постоянным соблюдением какого-то конкретного кодекса или нравственности, или с осуществлением альтруистических действий, или с тем, что всё, сказанное или сделанное нами будет именно той вещью, которую следовало сделать в той ситуации.
6. Силовые модели. Те, которые имеют отношение к приобретению способностей, обычных или необычных (психические силы).
7. Энергетические модели. Те, которые имеют отношение к получению всей энергии (ци, прана и т. д.), текущей через все энергетические каналы правильным образом, все чакры вращаются в правильном направлении, аура совершенствуется и т. д.
8. Модели конкретного знания. Те, которые имеют отношение к приобретению концептуального знания о фактах и деталях по поводу конкретных сторон действительности, по контрасту с моделями, которые относятся к распознаванию фундаментальных аспектов действительности.
9. Психологические модели. Те, которые имеют отношение к психологическому совершенствованию или уничтожению психологических проблем, то есть больше нет «багажа», нет неврозов, нет психических заболеваний, характер стал совершенным и т. п.
10. Модели мышления. Те, которые имеют отношение к либо ограничению того, какие мысли могут быть помыслены, либо к усилению тех мыслей, которые могут быть помыслены, либо к полной остановке процесса мышления.
11. Модели Бога. Те, которые касаются распознавания Бога или слияния с Богом, или даже того, чтобы самому стать Богом.
12. Физические модели. Те, которые касаются того, чтобы иметь или приобрести совершенное, гиперздоровое или превосходное физическое тело, например, иметь длинные мочки ушей, красивые глаза, задницу, как у йога или супербыстрые стальные кулаки.
13. Модели излучения. Те, которые касаются обладания замечательным внешним видом, например, выглядеть харизматично или излучать любовь, мудрость или даже свет.
14. Модели кармы. Те, которые касаются того, чтобы стать свободным от законов реальности или причин, из-за которых с людьми происходят плохие вещи, и таким образом жить блаженной, защищённой, счастливой или свободной от бедствий и болезней жизнью.
15. Модели вечного блаженства. Те модели, которые говорят, что просветление подразумевает длящееся состояние счастья, блаженства или радости, что следует из того, что это состояние навечно свободно от страдания. Связаны с ними модели, которые подразумевают вечное состояние джханической или медитативной погружённости.
16. Модели бессмертия. Те, которые касаются вечной жизни, обычно в потрясающем месте (рай, нирвана, Чистая земля и т. д.) или в состоянии увеличенных способностей (ангелы, бодхисаттвы, колдуны и т. д.).
17. Модели трансцендентности. Те модели, которые заявляют, что вы будете свободны от тягот мирских или как-то подниметесь над ними, при этом оставаясь в мире, и, следовательно, будете жить в состоянии трансценденции.
18. Модели уничтожения. Те, которые касаются выхода из Колеса страданий, цикла перерождений и т. д. и отсутствия дальнейших перерождений, или даже прекращения существования в самый момент просветления, то есть большое «пуф!» на подушке, что не следует путать с более мирскими атмосферными последствиями овощной диеты, которые хорошо знакомы всем, посещавшим вегетарианские медитативные ритриты.
19. Модели любви. Те, которые касаются того, что мы всех любим и/или все любят нас.
20. Модели единства. Что вы станете едины со всем в каком-либо смысле.
21. Общественные модели. Что вас как-то признают за то, чего вы достигли, что вы достигли чего-либо тогда, когда люди будут думать, что вы этого достигли, и варианты на эти темы.

Как и я, вы вероятно наталкивались на все эти идеалы просветления или на большинство из них в ваших духовных поисках и, возможно, внутри самих себя в какой-то момент времени, сознательно или подсознательно. Учитывая все эти высокие идеалы, неудивительно, что мы находим задачу просветления отпугивающей, если не нелепой. Представьте, что вы – всеми признанный светящийся бессмертный ангел-бодхисаттва с яркими глазами, задницей, как у йога, вселюбящий, единый со Вселенной, бесконечно осознанный, совершенно здоровый, эмоционально совершенный, психологически чистый, бесконечно альтруистичный, не думающий, свободный от страстей психический супергерой и дитя света, а теперь посмотрите, насколько этот образ контрастирует с вашей нынешней жизнью. Если вы хоть немного похожи на меня, вы заметите небольшие различия!

Я возьму каждую модель, соотнесу их с некоторыми традициями и постараюсь осмыслить, откуда пришли эти идеалы. Я также выскажусь насчёт того, какие из них реалистичны, а какие – просто букет красивых мечтаний, которые могут или помочь идентифицировать области, над которыми надо поработать, или действительно испортят ваши духовные поиски, если вы не проявите осторожность. Вы заметите, что ни одна из этих моделей не исходит из какой-либо формальной традиции. Дабы соотнести их с традициями, вот список некоторых моделей буддизма.

1. Модель Четырёх Путей Тхеравады, которая касается того, чтобы стать вошедшим в поток, во второй путь, в третий путь, а потом арахатом.
2. Тибетская модель Пяти Путей.
3. Тибетские десять Бодхисаттва-Бхуми.
4. Идеал сущности Будды из всех буддийских традиций.
5. Дзэнские школы внезапного и постепенного просветления.

Есть и другие модели из других традиций (например, Лестница Любви св. Хуана де ля Крус), и я уже упоминал их в главе о прогрессе прямого понимания. Я не буду их детально описывать здесь, но если вы знакомы с теми моделями, которые я собираюсь обсудить, то вы сможете их понять.