Продолжаю переводить сего автора. Нынешний текст касается людей, которые уже достигли полного просветления (нирваны). Как они живут, что мыслят и чувствуют, как их отличить и т. п.



Эссе об арахатах (архатах, арахантах и т. д.)

Про арахатов муссируется много преданий, догмы, молвы, спекуляций и действительно диких, сложных мыслей и теорий. Некоторые исходят от текстов Палийского Канона, некоторые – от комментариев, некоторые – из других направлений буддизма (например, Махаяны), некоторые – от традиции, а некоторые люди просто придумали. Качество этих источников, как и любых источников, бывает разное, истина и мусор в них смешиваются. Я приложу все усилия, дабы выделить истину, учитывая, что сейчас я могу это сделать, исходя из собственного опыта.

Я делаю это, потому что ложные догмы затрудняют и затемняют развитие мудрости, происходящей от видения жизни такой, какая она есть. Реализация (у автора – синоним просветления; имеется в виду, что просветлённая личность правильно осознаёт – realize – положение вещей, а также полностью реализует свой умственный потенциал – прим. пер.) приходит от видения вещей такими, каковы они действительно есть сейчас, без попыток имитировать какой-то странный поведенческий или эмоциональный идеал. Более того, когда люди пытаются опознать тех, кто заявляет о своей реализации или проверить их заявления, полезно иметь точный набор критериев. Интересно, что я имел достаточный опыт согласия с принятыми критериями, большинство из которых имеют дело с очень произвольными и запретительными правилами поведения и речи, что не имеет ничего общего с реализацией. Таким образом, пытаясь сфокусировать дискуссию там, где она должна быть, а именно – на прямом распознавании действительности – я утверждаю следующее.

Несколько начальных принципов, дабы обрамить, подкрепить, разъяснить и определить дискуссию:

1. Первый и самый важный момент состоит в том, что реализация, пробуждение, просветление – называйте, как хотите – приходит из своей собственной практики и прямого распознавания Истины Вещей, Изначальной Реальности – называйте, как хотите.
2. Все хорошо установленные традиции медитации, так же, как и непримкнувшие к ним учителя, могут поддержать этот процесс, а могут и не поддержать.
3. Реализация не является исключительной собственностью какой-либо традиции, линиджа, религии или учителя, но является чем-то врождённым по отношению ко всей действительности, которую мы можем узнать.
4. Люди в разных эпохах, местах, культурах и традициях продолжают открывать одну и ту же врождённую мудрость и могут развить её до высочайших возможных уровней, хотя они могут использовать разные техники и использовать разный язык, дабы описать, что произошло.
5. Некоторые языки, используемые для описания реализации, более точны и больше относятся к делу, чем другие.
6. Реализация не основана на конкретных условиях, то есть ни на каких конкретных условиях.
7. Напротив, тело и разум существа, осознавшего Истину Вещей, полностью привязано к тем же условиям и причинности, что и раньше.
8. Истина Вещей, открываемая при реализации, – это что-то, что всегда было истинным, а не стало истинным после реализации.
9. Таким образом, все догматические упоминания того, как причинность и стандартные законы природы и человечества стали другими после реализации, заведомо ложны по определению.
10. Мастерство в понимании Истины Вещей не подразумевает и не накладывает мастерства в каком-либо другом аспекте умелой жизни.
11. Несмотря на многократные утверждения противоположного, нет никаких новых запретов, возникающих из-за реализации по поводу того, какие мысли, слова и действия может выразить реализованное существо, если они не действовали до его реализации, что следует из вышеупомянутых принципов.
12. Иными словами, обобщая, реализованные существа могут делать, говорить, думать и чувствовать всё то же, что и нереализованные существа.
13. Если бы предыдущий пункт был неверен, то это означало бы, что реализация зависит от конкретных условий и является чем-то созданным, а не чем-то открытым, но и то, и другое отвечало бы не реализации, а лишь преходящему состоянию вещей.

Основы про арахатов:

1. Арахат – это палийское слово, которое произносится по-разному и переводится по-разному: святой, победитель и т. д.
2. Арахатство – это цель буддизма Тхеравады, который некоторые люди называют буддизмом хинаяны.
3. Арахатство обозначает совершенное мастерство обучения мудрости, Третьего Обучения буддизма, другие два – нравственность и концентрация.
4. Сказать, что некто есть арахат – это то же самое, что сказать, что он прямо и полно осознал Истину Вещей, которая находится за пределами условий.
5. Иначе говоря, можно сказать, что процесс ложного вычленения «я» из ощущений, которые составляют тело, разум и мир, остановился, так как эти ощущения стали распознаваться такими, какие они есть.
6. Буддизм Тхеравады определяет 5 основных стадий просветления под названием Четыре Пути и состояние Будды, иногда в них выделяются субкатегории.
7. Четыре Пути – это всё более полные распознавания Изначальной Реальности.
8. Четыре Пути таковы, в порядке увеличения понимания (в скобках – палийские названия):

1. Вошедший в Поток – Первый Путь (сотапанна)
2. Одновозвращенец – Второй Путь (сакадагами)
3. Невозвращенец – Третий Путь (анагами)
4. Подберите тот перевод, который вам больше нравится – Четвёртый Путь (арахат).

9. Арахатство также называется открытием Глаза Мудрости, который отличается от Глаза Дхармы, который открывается при вхождении в поток. Это просто красивые моменты, которые поэтически формулируют то, что влекут за собой эти реализации.
10. Бывают явления, когда Глаз Мудрости может открыться, что сделает его обладателя арахатом, а потом опять закрыться. Эти люди – арахаты, но они суть меньшая субкатегория арахатов. У полных арахатов Глаз Мудрости не только открылся, но и остаётся открытым, то есть они получили понимания, перечисленные ниже, и эти понимания у них не померкли.
11. Арахатство обозначает понимание, которое имеет следующие характеристики:

1. Арахат видит насквозь то ощущение, что имеется продолжающийся, отдельный или специальный контролёр, делатель, наблюдатель или центральная точка, которая есть «тот, кто я есть», очень прямым распознавательным способом, который не является просто интеллектуальным или концептуальным пониманием.
2. Он знает, что ощущения, которые, как кажется, подразумевают это, суть просто одни из ощущений, которые возникают и исчезают согласно условиям, как это всегда и происходит.
3. Это не что-то, что ему приходится поддерживать, прилагая усилия, но скорее нечто, что остановилось.
4. Арахат знает в данный момент и непосредственно, что имеется в виду под такими фразами и концепциями, как:

1. «В мышлении – только мысль, в видении – только увиденное» и т. п.
2. Внутренняя светимость
3. Пустотность явлений
4. Что ниббана находится в самсаре (по-русски обычно говорят «нирвана» и «сансара» — прим. пер.)
5. И множество других поэтических метафор и попыток описания.

А вот ассортимент фальшивых мифов и ложных мыслей про арахатов, каждая из которых нарушает один или больше из начальных принципов, да к тому же и просто неверна:

1. Арахаты не могут врать.
2. У арахата не может быть эрекции или он не может заниматься сексом.
3. Арахат никогда не будет пьянствовать и принимать наркотики.
4. Арахаты не могут убить никого никогда.
5. Арахаты не могут заявить, что они – арахаты.
6. Арахаты в течение 7 дней после того, как стали арахатами, должны принять посвящение в орден буддийских монахов, или они умрут.
7. Арахаты не могут помыслить мысль: «Я есмь арахат».
8. Арахаты не могут почувствовать следующие эмоции: похоть, ненависть, раздражение, беспокойство, тревога, страх, гордость, тщеславие, желание попасть в бесформенные миры, желание попасть в форменные миры, или какую-либо ещё «плохую» эмоцию.
9. Арахатам не могут нравиться музыка и танцы.
10. Арахаты обожают лес.
11. У арахата не может быть работы или нормальных романтических отношений.
12. Арахатов в наше время не существует.
13. Арахаты должны усердно работать, дабы поддерживать своё понимание, и именно поэтому они не могут делать столько разных вещей.
14. Арахаты не полностью осознали Истину Вещей, но только практикующие в известных ветвях тибетского буддизма могут насквозь увидеть действительность.

Тем, кто заглядывают в книги, чтобы доказать, что я неправ, следовало бы:

1. Осознать, что тексты содержат многочисленные внутренние противоречия.
2. Осознать, что тексты были записаны сотни лет назад по рассказам, которые повторяли сотни лет люди с разными убеждениями и уровнями понимания, поэтому содержат как правду, так и ложь.
3. Вынуть нос из книжек и пойти просветляться самим, так как это не только закончит спор, это как раз то, ради чего всё и затевалось.

Короче говоря, Модель ограниченного эмоционального диапазона, Модель ограниченного возможного действия и Модель ограниченной возможной мысли совершенно неверны и не имеют ничего общего с действительным осознанием Истины Вещей. Помните, Истина Вещей присутствует во всём происходящем по определению, что неизбежно включает в себя те стороны действительности, которые людям не нравятся, так как эти стороны действительности происходят сейчас во многих людях и также должны быть частью Истины Вещей.

Правда в том, что видение всех ощущений как просто части преходящего поля опыта, а не как то, что часть их является отдельным и постоянным «я», меняет что-то в отношении к явлениям, и от этого происходит эмоциональная выгода, но её крайне сложно объяснить, и определённо она неверно объясняется стандартной догмой. Итак, те, кто берёт как свой главный критерий догму об эмоциях, которые должны быть уничтожены, ищут не в том месте. Место, где надо искать – это непостоянство и бессамостность всех явлений, включая все явления, которые создают мысли и эмоции, нравятся они нам или нет. Они всегда были просто частью естественного поля причинности. Это понимание является чем-то очень приземлённым и реальным, а не чем-то величественным, редким или абстрактным. Это полное признание человеческого состояния таким, каково оно есть.

Реформисты в дзэне и даже в тантризме, которые заявляют об этих положениях в своём, к сожалению, величественном и/или таинственном стиле, всё же правы по поводу их значения. Стать арахатом – не значит стать совершенно святым и сверхограниченным олицетворением, о котором мечтает отрицающее идентификацию сверх-я наивного идеалиста, но кем-то, кто наконец нашёл покой в ясном и прямом распознавании полноты жизни, что включает в себя эмоциональную жизнь во всей её славе, обычности и трагичности.

Я получаю много электронных писем от людей, которые говорят что-то вроде: «Я действительно больше не чувствую особой похоти, значит я наверно просветлился». Вау. Я даже не знаю, с чего начать, разве что почувствовать к ним жалость.

Есть множество других похожих смехотворных мифов и запретительных идеалов по поводу арахатов, которые не только придают ему (арахатству – прим. пер.) значение скорее зависимости, чем свободы, но и просто не имеют смысла, будучи произвольными и обманными продуктами различных неврозов и непониманий тех, кто составлял догму в течение многих веков. Когда вы видите заявления о том, что арахаты или существа на любой степени реализации не могут или должны делать, подумайте ещё раз.

Последний момент про арахатов, о котором я часто слышу споры, касается того, должны ли арахаты освоить джханы, чтобы стать арахатами. Ответ – квалифицированное «нет». Проблема с этим спором в том, что терминология джхан использовалась в оригинальных текстах, чтобы определить как стадии просветления, так и чисто концентративные состояния. Комментарии дальше описывали стадии просветления, но игнорировали то, что было сделано в оригинальных текстах. Итак, если некто подразумевает под джханами чисто концентративные состояния, то арахат освоит их, только если он будет этому учиться. Аналогично, тот, кто освоил концентративные состояния, не обязательно имеет какой-либо уровень реализации.

Я надеюсь, что вы найдёте полезными эти разъяснения. Те, кто хочет спорить, должны осознать несколько вещей, прежде всего, что я хороший спорщик и что я не собираюсь менять свои взгляды по этому поводу.