Пожалуй, что из реально существующих в современном мире поездов нет ни одного более известного, чем японские суперэкспрессы, обычно называемые японским словом «синкансэн» (в переводе — новая пассажирская линия). Синкансэнами зачастую называют и все аналогичные системы в других странах мира — скоростные средне- и дальнемагистральные экспрессы, идущие по выделенным рельсам. Синкансэны действительно впечатляют своим футуристическим видом, комфортом и скоростью. А особенно потрясает время их создания — 1964 г.! Тогда это было событие того же ранга, что и полёт Гагарина или высадка американцев на Луне — настоящая фантастика. Сейчас знатоки Азии уже не настолько удивляются синкансэнам — подобные системы появились в Китае, Южной Корее, на Тайване, строятся в Малайзии и Таиланде. А вот за пределами восточноазиатского региона за почти 50 лет существования японского синкансэна его так нигде и не удосужились скопировать. Вроде только в США что-то подобное строится. А вот европейские «Интерсити», российские «Сапсаны» и украинские «Хёндэ» — не чета синкансэну, ведь они используют те же рельсы, что и обычные поезда, и поэтому не могут нормально разогнаться, а также создают проблемы для локального ЖД трафика.

Итак, синкансэн — это отдельная ЖД система со стандартной колеёй 1435 мм (а у других японских поездов колея 1067), кое-где рельсы идут рядом с обычными железнодорожными, но зачастую медленные линии идут через центры малых городов, а линии синкансэнов проложены напрямую. Внешне в сельской местности эти линии отличаются от обычных тем, что почти на всём пути идут по эстакадам или туннелям, оборудованы барьерами для шумовой защиты. Потрясают малые интервалы — поездов не приходится ждать более, чем 30-40 минут, даже расписание заранее смотреть не нужно, а на линии Токио — Фукуока поезда ходят где-то раз в 10 минут. В некоторых городах есть отдельные вокзалы для синкансэнов, они имеют названия вида «син» + название города. Поезда развивают скорость до 320 км/ч, это быстрее, чем в Корее, но медленнее, чем на скоростных поездах Китая. Синкансэн дороже местного поезда где-то раза в два, и тут имеется небольшой облом: на тех маршрутах, где есть синкансэны, нет ни местных поездов, ни полуэкспрессов на сколько-то значительные расстояния, поэтому желающие сэкономить вынуждены ехать с кучей пересадок. Все синкансэны государственные, частных не бывает.

Учитывая 50-летнюю историю синкансэнов, сеть их не очень велика, охватывает лишь основные транспортные артерии островов Хонсю и Кюсю. Главная линия идёт вдоль юго-восточного побережья Хонсю от Аомори (переправа на Хоккайдо) через Мориоку, Сэндай, Токио, Иокогаму, Нагою, Киото, Осаку, Хиросиму, далее по мосту через пролив на Кюсю в Фукуоку и заканчивается в Кагосиме, что на юге Кюсю. От этой линии есть два ответвления. Первое отходит от главной ветки чуть севернее Токио и следует в Ниигату. От него на полпути отходит ветка в Нагано. Есть ещё «мини-синкансэны» — это системы, напоминающие обычные ЖД по технике прокладки путей. Поезда, внешне почти идентичные обычным синкансэнам, съезжают с нормальных скоростных линий на линии «мини» и идут по ним с уменьшенной скоростью. Таких линий две, и обе на севере Хонсю: Фукусима — Ямагата и Мориока — Акита. Кроме того, строится синкансэн на юге острова Хоккайдо. Имеется определённый лимит по расстоянию, на которое могут ходить синкансэны: не более 6 часов в пути, так что через всю главную ветку из конца в конец проехать на одном поезде нельзя — надо сделать минимум две пересадки, одну в Токио, другую где-нибудь между Осакой и Фукуокой.

Синкансэны делятся на несколько категорий, отличающихся друг от друга названием и цветом. Внешне поезда разных категорий выглядят одинаково, но у поездов одной категории примерно совпадают маршруты следования и промежуточные остановки. Таким образом, даже среди синкансэнов есть деление на медленные и быстрые. На «медленных» поездах можно ехать далеко, но это немного надоедает, так как они частенько стоят на промежуточных станциях по 5-10 минут, пропуская более быстрые поезда. При этом пунктуальность удивительная — я ездил на синкансэнах более 10 раз, и каждый раз поезда отправлялись минута в минуту.

Для путешественника с проездным особую проблему представляет участок Токио — Фукуока, где больше половины быстрых синкансэнов относятся к категории Нодзоми — той единственной, где не действует проездной. Кроме того, проездной формально не действует в вагонах, где необходимо резервирование мест, но на практике все поезда идут полупустыми, и кондукторы закрывают глаза на туристов с проездными.

Вот как выглядит нос стандартного японского синкансэна:









Внутри салон напоминает самолётный.







А вот как выглядят поезда мини-синкансэна:







У них в ряду не 5 сидений, а 4.





Вообще есть довольно много типов вагонов, которые немного отличаются друг от друга, но не настолько сильно, чтобы их было интересно снимать. Все вагоны родного японского производства. Интересно, что за пределами страны японских вагонов я нигде не видел.

В третьей части — про более медленные типы поездов.