Синкансэны — конечно, самые интересные из японских поездов, но далеко не самые фотогеничные. Все синкансэны, несмотря на мелкие различия, более-менее похожи друг на друга. Про более медленные поезда такого сказать нельзя — тут имеется удивительное разнообразие совершенно разных вагонов.

Медленные поезда делятся на два типа — местные (local) и полуэкспрессы (limited express). Эти поезда имеют схожие ТТХ, отличаются в основном количеством остановок и дальностью маршрута (полуэкспрессы ходят на более дальние расстояния). Городские электрички формально ничем не отличаются от местных поездов. Интервалы движения составляют больше часа только в очень отдалённых районах. Тарифы на полуэкспрессы немного выше, чем на местные поезда и существенно ниже, чем на синкансэны. Тут, кстати, имеется уникальная для Японии возможность смухлевать — полуэкспрессы отправляются от тех же путей, что и местные поезда, а контроля внутри поезда нет, поэтому можно купить билет на местный поезд и проехать на полуэкспрессе.

Начнём с местных поездов. Многие составы отличает «тёплый ламповый» дизайн. С ними связана некая особая романтика.















Скамьи могут располагаться двумя способами: так





Или так





Вот так выглядят знаменитые токийские электрички:





А в городских электричках Осаки — удивительное дело — есть специальные женские вагоны, как в исламских странах.







Конечно, городские электрички во всех мегаполисах жутко переполнены в часы пик. Но и интервалы хорошие — раз в 3-5 минут. Интересно, что даже при таких интервалах поезда соблюдают расписания. Во многих электричках попадаются ВИП-вагоны Green Car, за проезд в которых надо доплачивать (и проездные там недействительны).

Одна из самых клёвых фишек медленных поездов — в том, что во многих составах имеется фронтальный обзор, видна и кабина машиниста.







Теперь о полуэкспрессах. Тут целый ворох типов вагонов.









А вот единственный известный мне двухэтажный поезд в Японии — Marine Liner, соединяющий Хонсю и Сикоку.







По расположению кресел полуэкспрессы напоминают синкансэны.





И в них тоже бывает фронтальный обзор.





В заключительном посте — несколько кадров станционной инфраструктуры.