Японские вокзалы довольно удобны и функциональны, но не особо красивы (кроме старого вокзала в Токио и суперсовременного в Киото) и не особо фотогеничны. Отдельные интересные вокзалы я покажу в отчётах по городам. Зачастую большая часть вокзальной инфраструктуры располагается на конкурсе над путями. Главное и решительное отличие от европейских вокзалов — наличие зала ожидания. Оный, в отличие от СНГ, находится не посреди вокзала, а в отдельной комнате. Там же обычно и камеры хранения, которые в Японии всегда автоматические.





Все билеты на весь транспорт, будь то ЖД, метро или автобус, выглядят одинаково — как очень маленькие карточки из картона с какими-то надписями мелким шрифтом. В общем, ничего интересного. Продажа билетов полностью автоматизирована, и это проблема: многие автоматы не понимают английский. К счастью, обладателям проездных возиться с автоматами не нужно.

Ещё одна проблема — схемы, они тоже ооочень редко дублируются по-английски. Стандартная японская схема выглядит так. Цифры — это стоимость билетов в йенах.





Кое-где встречаются особые схемы у выходов на пути. Эти схемы гениальны. Во-первых, по ним ясно, в каком направлении идут поезда от этого пути. Во-вторых, цифры возле названий станций — это время в пути в минутах. Жёлтым обведены названия тех станций, которые являются конечными хотя бы для части поездов.





Вот так выглядит стандартная платформа с обязательными электронными табло. Эта платформа — для электричек. На синкансэновских табло, кроме времени прибытия поезда и пункта назначения, пишут ещё тип синкансэна и то, для каких вагонов обязательно бронирование.





А вот это изобретение японцев абсолютно гениально.



На каждой платформе напротив предполагаемого открытия дверей пишут номер вагона. Тут, например, остановка вагона номер 6 10-вагонных составов или вагона номер 8 15-вагонных. Такие штуки есть абсолютно на каждом вокзале и они всегда соответствуют истине. Иными словами, в Японии не надо ждать объявлений типа «нумерация вагонов — с хвоста поезда», — имея билет, можно точно сказать заранее, в какое место на платформе нужно идти. А в электричках можно назначать стрелки — мол, я в таком-то вагоне. Более того, в японских метрополитенах пронумерованы не только все вагоны, но и все двери.

И ещё одна необычная вещь — вокзальные буфеты. Они обычно размещаются не внутри вокзала, а на платформах. Во всех японских вокзальных буфетах действует забавная система оплаты. У входа стоит автомат с названиями блюд. Надо нажать на нужное название (всё по-японски!), кинуть деньги и получить купон. Потом зайти внутрь и отдать купон продавцу, который и выдаёт еду.





И в завершение ЖД-темы — романтический маневровый тепловоз на маленькой станции на фоне гор.