Ещё не снесены руины крупнейшего в мире торгового центра Central World, ещё не разобраны последние баррикады Города ангелов, а я уже начинаю ещё один небольшой цикл про практическое описание разных аспектов тайского-паттайского житья-бытья. Начнём с самого простого, но и самого актуального для повседневной жизни — с еды.



К продуктовым магазинам в Таиланде отношение принципиально иное, чем в европейско-советском мире. Достаточно сказать, что в Мьянме — стране, которая выглядит сейчас, примерно как Таиланд несколько десятилетий тому назад — за пределами больших городов магазинов нет как понятия, еду покупают на базаре либо в малюсеньких лавочках, примерно аналогичных нашим ларькам. В Таиланде тоже вполне заметно, что магазин, хоть он и существует, есть явление пришлое, инородное и чуждое тайской культуре.

А действительно, зачем нужен магазин, если где угодно можно пообедать с мясом на доллар? Зачем хранить еду, особенно раньше, когда холодильников не было, если можно купить на улице и сразу съесть? Отсюда две основные особенности продуктовых магазинов: 1) они не связаны с тайской кулинарной традицией, 2) продукты продаются таким образом, что их проще съедать сразу, чем хранить.

Конечно, Таиланд — не Мьянма, здесь вполне распространена западная (она же японская) модель потребления. В городах имеется немало мини-, супер- и гипермаркетов (на единицу площади их приходится значительно больше, чем в России), и по выходным тайский средний класс закупает там полные тележки еды таким же манером, как москвичи в своих «Ашанах». Но особенности национальной психики остаются, и они очень заметны длительно проживающим в Таиланде фарангам.

Что есть и чего нет

Как нетрудно догадаться, магазинный ассортимент в России и Таиланде весьма различен. Сначала — о том, чего нет.

Нет, прежде всего, кисломолочных продуктов, и это прямо беда. Понятно, что традиционно русских сметаны, творога, кефира и ряженки быть не может вообще. Но нет и сыра. Вернее, он есть — в больших супермаркетах, импортированный из Европы, и стоит неприличные деньги — редко когда удаётся найти дешевле, чем по тыще бат за кило. Само молоко, что удивительно, есть в изобилии, и оно неплохо. Также есть холодное какао и сгущёнка — правда, говорят, плохая. А вот любимое китайцами кокосовое молоко есть только на базаре и в кафешках, а фабрично оно не производится. Йогурты фабричные существуют, но сложно сказать, из чего они сделаны. Судя по вкусу, это отборнейшая химия. Вообще всякого рода химии намешивают в продукты в гораздо большей пропорции, чем в России.

Дальше, проблемы с шоколадом (хотя какао в Таиланде отлично растёт). Шоколад есть практически в любом магазине, но он обычно импортный, дорогущий и не особо вкусный. Единственное шоколадное изделие, которое обойдется в приемлемые деньги — это драже Rocklets — тайский аналог M&M’s. Также шоколад встречается в разных кондитерских изделиях. Итак, две основные вещи, которые надо везти в Таиланд из России для раздаривания обитающим там фарангам — это сыр и шоколад.

Из российских фруктов и ягод есть только: яблоки (в большом количестве), груши, арбузы, дыни, клубника, апельсины и мандарины, ну а также вездесущие бананы и ананасы. Иногда можно встретить импортные малину, голубику и пр.; стоят они, примерно как в Москве гуавы и пассифруты. Слив, абрикосов, персиков, вишни, черешни, иных всяких ягод в Таиланде нет. А вот список овощей отличается от российского куда менее значительно.

С соками тяжело. Их вообще мало, они либо абсолютно химические на вкус, либо дорогие: от 50-60 бат за литр. В емкостях по 2 литра бывает только газировка, а соки и «напитки», состоящие на 100% из химии, разливаются максимум по литру. Свежевыжатые соки разливаются обычно только по стаканам.

Обычных российских желе и прочих «фруктовых десертов» нет как понятия.

Нет круп манной и гречневой. Нет ржаного хлеба. Пшеничного хлеба мало, он бывает в двух разновидностях: либо французские булки, либо нарезанный квадратный хлеб в пакетах. Последний содержит химию, так как на воздухе долгое время не черствеет и не плесневеет.

Нормального майонеза «провансаль» практически нет, попадается крайне редко. Весь майонез — сладкий и несколько противный.

Теперь о том, что есть. Энергетические напитки придумали именно тайцы, и здесь их больше, чем где-либо в мире. По вкусу они превосходят наши псевдо-энергетики, а стоят значительно дешевле. Одна беда — разливаются только в стеклянные склянки по 150 мл. Вместо нормальных желе имеются питьевые желе с кокосовой мякотью. Они крайне дёшевы — от 3 бат за штуку. В крупных магазинах есть многочисленные тропические фрукты по скромной цене. Мяса много, мясо вкусное и недорогое. Ветчина стоит примерно как в России, но лучше по качеству. А вот колбасы мало, и она дорогая. Всевозможные морепродукты, а особенно креветки, в огромных количествах. Напитки из ласточкиных гнёзд для улучшения потенции — смешно, но ими уставлены целые полки. Кондитерских и мучных мзделий не так чтобы много, но есть, цены примерно соответствуют российским. Холодного чая много. Полуфабрикаты есть, но готовить их несколько затруднительно (почему, расскажу позже), поэтому не изучались. Есть салаты по умеренным ценам, но они несколько не такие, как в России, больше похоже на ресторанные салат-бары. Есть многочисленные ништяки типа орешков, чипсов и т. п. Чипсы дешёвые и вкусные. Есть пакетичная лапша. Есть мороженое.

Вывод: еда в магазинах есть, она недорогая и неплохого качества, но ассортимент сильно отличается от российского, поэтому приходится приспосабливаться под тайские вкусы и втайне скорбеть по шоколаду, сыру и прочим российским вкусняшкам.

Культура быстрого приготовления

Как уже говорилось, тайский менталитет в отношении еды таков: ничего не копить, съедать всё сразу. Отсюда главное отличие тайских магазинов от российских: в Таиланде магазин — он ещё немного и кафешка. Особенно это касается маленьких магазинов «шаговой доступности». Этот приятный момент вполне способен заглушить горечь от непривычного ассортимента, так как, не в пример отечественным резиновым разогретым в СВЧ беляшам и пиццам, еда немедленного приготовления из тайских магазинов — отличного качества. Вот что мы имеем: хот-доги, пельмени из сдобного теста с бобами и мясом, гамбургеры, начинку для которых можно составлять самостоятельно, всевозможные сэндвичи, как разогреваемые, так и холодные, горячие слойки, кое-где куры гриль, ну и пиццу. Кроме того, практически везде есть пенопластовые коробочки с маленькими горячими обедами из риса с мясом и ещё чем-нибудь, но они существенно хуже, чем аналоги в кафешках. Большая часть горячей еды делается не в СВЧ, а в специальных печках. Цены на всё перечисленное демократичные: примерно как в средней кафешке. К той же идее «магазин = кафешка» относится практика давать на кассе трубочку к каждому напитку или желе, а ложку — к каждому йогурту.

Виды магазинов

В Таиланде нет понятия советского гастронома или российского маленького магазинчика с прилавком и продавцом, равно как и ларька. Все магазины делятся на два типа: минимаркеты и супермаркеты.

Частные минимаркеты в городах почти полностью вымерли, сохраняются только в селениях, где играют роль сельпо. Это именно минимаркеты в западном смысле, потому что там самообслуживание. Интересно, что при этом нет никакого контроля, охраны и т. д., часто даже двери и передней стены нет, а продукты лежат на полках под навесом, бери, кто что хочет — наглядный показатель отсутствия в тайских сёлах преступности. Обязательно есть холодильник с напитками (работающий), молока обычно нет, нет и горячей еды.

Сетевые минимаркеты совершенно вытеснили частные в городах. Их очень много. В Бангкоке минимаркетов несколько тысяч, в Паттае — примерно около пары сотен, если не больше. Главная сеть — это 7-Eleven («7-11″, «севен-илевен», сокращённо «севен»), самая крупная в мире сеть розничной торговли. Сетью этой владеют японцы, и большинство продуктов — японских брэндов, но тайского производства. В Таиланде несколько тысяч отделений, все они круглосуточны. Магазины отличаются грамотной организацией пространства, правильно расставленными ценниками и крайне вежливым, вплоть до лакейства, персоналом. Кроме еды, имеется прочая полезная мелочёвка: мыло, шампунь, туалетная бумага, батарейки, простейшие лекарства, презервативы, маленькие плохие фонарики, а один раз была замечена даже женская интимная смазка. Что касается еды, то 7-11 традиционно любим путешественниками из-за обилия разной вкусной горячей еды. Также имеются автоматы со взбитым фруктовым льдом, и это эксклюзив, в других сетях такого нет. Ещё имеются автоматы с холодным чаем, какао, соком (химическим), газировкой, автоматы со слойками и пельменями. Одним словом, удобнейшее место. Впрочем, долгоживущие в Таиланде фаранги понимают, что одним севен-илевеном сыт не будешь. Во-первых, магазинчики всё-таки маленькие, и ассортимент невелик. Во-вторых, цены хоть и невысокие, а в кафешках и супермаркетах всё равно дешевле. Да и в принципе те вещи, которые там продаются, по тайским меркам недёшевы. Зачем покупать пачечку орехов или бутерброд за 20 бат, если тарелка риса с мясом стоит 30-40? Одним словом, это магазины шаговой доступности, и использовать их надо по прямому назначению, то есть для мелких покупок, когда лень идти в большой магазин. Другие сети (V-Mart, Family Mart и пр.) — это пародии на 7-11, которые несколько хуже оригинала.

Супермаркет в российском понимании — нечастое явление в Таиланде. Магазины самообслуживания средних размеров тут почти не встречаются, бывают или минимаркеты, или огромные гипермаркеты. В Паттае обнаружены следующие исключения. 1) Магазин «Дружба» на Южной улице. Довольно старый и крупный супермаркет, ассортимент довольно стандартный, есть европейская еда, аналогичная «Фудмарту». 2) Сам «Фудмарт». Находится на углу Тхап-Пхрая и Тхеп-Прасита, на юге города. Предназначен специально для фарангов. Почти вся еда — импортная. В основном всё дорогое, но попадаются и приятные цены. Кроме того, в «Фудмарте» очень приятный ассортимент — например, итальянские макароны с мясом, французские пироги и пирожные и пр. Готовые блюда здесь покупать особенно приятно. 3) «Фудленд» — на Центральной улице. Тоже «магазин для фарангов», но ассортимент хуже, да и конкуренции с соседним «Карфуром» не выдерживает. Единственное, зачем стоит сюда ходить — сыр, он тут дешевле, чем где-либо ещё. 4) Супермаркет в цоколе ТЦ Central Festival на Второй улице. Неплох, но дороговат. Также заточен под фарангов.

Ну и гипермаркеты. Они всегда только сетевые. 1) Big C. «Родная» тайская сеть. Два отделения в Паттае — на углу Сукхумвита и Южной (южный Биг-Си) и в северной части Второй улицы (северный Биг-Си). Южное отделение — самый большой магазин города. Прежде всего, Биг-Си для нас важен дешёвым фуд-кортом. В магазине хороша промтоварная секция. Продовольственная имеет тот минус, что слишком уж заточена под тайский вкус. Зато здесь самый дешёвый в Таиланде рис с мясом — 10 бат. 2) Tesco Lotus. Британская сеть. Два гипермаркета — на углу Сукхумвита и Тхеп-Прасита (южный Лотус) и на Северной улице (северный Лотус). И ещё один небольшой супермаркет между Сукхумвитом и железной дорогой. Выбор еды, на мой взгляд, хуже, чем где-либо ещё. Но только здесь есть куры-гриль. 3) Carrefour (Карфур). Французская сеть. Единственный магазин на Центральной улице. Наверно, лучший магазин города как по ценам, так и по выбору. Отличный кондитерский отдел, вкусные салаты. Цены в гипермаркетах обычно несколько дешевле, чем везде, не в последнюю очередь из-за постоянных скидочных акций.

Ну а вообще продуктовые магазины — это всё-таки для тех, кто ещё не совсем обтаился, настоящие таелюбы держат холодильник пустым, а едят в кафешках или на базарах. Магазины — или для людей основательных, которые уже обустроились и готовят сами, или для тех, кто как я, не совсем привык к тайскому образу жизни и гастрономическим пристрастиям.