В Индии я уже был в 2005 г., и это было самое безумное из моих путешествий. В этот раз всё было значительно привычнее и спокойнее, событий почти не происходило, поэтому вместо рассказа о поездке я напишу общий дайджест впечатлений о стране. Большая часть этого текста предназначена для тех, кто в Индии ещё не был.

Общие замечания

Говоря про Индию, прежде всего надо заметить, что это страна жопная, нецивильная. Грязь, нищета, облезлость, обшарпанность смотрят отовсюду. В этом плане Индия похожа на соседние страны Южной Азии, а вот от остального мира отличается. Ближний Восток, Дальний Восток, Юго-Восток и даже значительная часть Африки по сравнению с Индией выглядят приятно и ухоженно.

Поэтому Индия — объективно тяжёлая страна для путешествий. Чтобы просто выйти в город покушать, надо каждый раз делать усилие над собой: вот сейчас я снова погружусь в мир индийских улиц. Погружение оное подразумевает постоянное плотное общение с жутким траффиком, дорожной пылью и грязью, шумом и вонью. Самый ценный ресурс в Индии — отдых, спокойствие. Так как его тут очень мало, переутомление и связанные с ним болезни в Индии случаются чаще, чем в иных странах.

Кроме жопности и щумности, третья главная характеристика индийского бытия — самозамкнутость. В Индии всё индийское. Что-либо неиндийское найти сложно. Причём нет не только вещей неиндийского производства, но и вещей, идея создания которых лежит за пределами Индии. Очень рекомендуется сюда съездить антиглобалистам, дабы излечиться от своей ереси. Ведь жить полностью в чужой культуре без отдушины в виде глобализма нелегко. Вся еда — исключительно индийская, очень острая и невкусная. Вся торговля организована по-индийски, в виде мелких и мельчайших лавочек весьма потёртого вида. Никаких супермаркетов или минимаркетов. Никаких торговых центров. Все автомобили — индийские, смешных марок типа Ashok Leyland, Swaraj Mazda и т. п. Вся музыка — индийская, писклявая, из болливудских фильмов, либо песнопения типа «Харе Кришна». Наконец, все люди индийские. Иммиграции в Индию не существует. Туристов предельно мало и 99% находится в специальных резервациях, крайне немногочисленных. В одном Бангкоке белых людей, наверно, больше, чем во всей Индии. Даже в туристических посёлках нет предприятий, которыми владеют иностранцы. Найти что-то неиндийское иногда можно, но только в больших городах или туристических посёлках, и с большим трудом. Любой «Макдоналдс», любой супермаркет, любое белое лицо, что угодно, выпадающее из общей индийскости, через несколько дней в Индии вызывает глубокую радость.

И наконец, стандартизация бытия. Каждый индиец живёт в жёстких рамках, задаваемых обычаем, кастой и социальным положением. Одеваются все одинаково: женщины в сари, мужчины в дхоти (кто победнее) или в рубашку с неизменно приколотой к карману ручкой (кто поцивильнее). В штате Тамилнаду принято мужчинам носить усы, и вот 100% мужчин усаты. Женские одежды и причёски тоже почти не отличаются. Города, вокзалы, отели, магазины, кафе — все они абсолютно одинаковы. В эту поездку я собирал данные для путеводителя и заметил, что писать такой путеводитель по стандартному шаблону невозможно — ведь придётся описывать десятки и сотни совершенно одинаковых мест! Разнятся только достопримечательности, в остальном же устройство жизни в разных местах сходно до мелочей.

При всём этом, Индия безусловно является самой интересной страной мира. Хотя каждая отдельная разновидность бытия стандартизирована, самих этих разновидностей неприлично много, и большей частью они непохожи на что-либо за пределами Индии. Большую часть времени, наблюдая за улицей, просто нельзя понять, что происходит. Жизнь постоянно бьёт ключом и подсовывает новые сюрпризы в виде выливающейся сплошным потоком этники. Всё это небывало интересно и фотогенично.

Вдобавок в Индии красивейшая природа, непохожая ни на умеренный пояс, ни на какие-либо другие тропики. Большей частью это листопадные светлые леса почти без подлеска. Учитывая количество населения, удивительно, насколько их осталось много. И сельскохозяйственная местность выглядит совершенно очаровательно, намного опережая красотой города.

Про индийцев

Надо сказать, что по сравнению с прошлой поездкой моё мнение об индийцах несколько поменялось в лучшую сторону. Сложно сказать, связано ли это с моим увеличившимся опытом или с особенностями населения этих регионов.

В эту поездку особенно обратила на себя внимание замкнутость и некая сосредоточенность индийцев. В атмосфере чувствуется напряжение, сильно отличающее Индию от «расслабушных» стран Юго-Восточной Азии и роднящее её с Россией. Приставучие рикши и смеющаяся молодёжь никуда не делись, но вместе с этим и даже более ярко выпирают официозность, бюрократизм и чувство социальной дистанции.

Поражает немеркантильность народа, общая незаинтересованность в деньгах. Для совершенно нищей страны удивительно, что никто не пытается надуть. Рикша, конечно, заломит более высокую цену и будет торговаться за каждую рупию, но после того, как цена обговорена, он скрупулёзно отсчитает вам сдачу до последней рупии. На еде не пытается мошенничать никто, всегда говорят правильную цену. Если автобусный контролёр забыл проверить пассажира — тот сам подбежит и покажет билет.

Воруют тоже очень мало для столь нищей и нецивильной страны. Особо расслабляться и соблазнять народ богатствами не стоит, но и ощущения опасности вовсе нет.

Обратная сторона общей финансовой незаинтересованности — дрянноватый сервис на улице. Склонность индийцев приставать к иностранцам не такова, как у других народов Азии. Если в других странах иностранца пытаются разговорить, дабы в итоге впарить что-нибудь, то в Индии пристают только бездельники, тогда как работающие в сервисе вообще редко обращают внимание на потенциальных клиентов, если их не позвать специально. В кафе вообще сервис предельно медленный, простейшие блюда делают минут по 20.

Английский язык здесь знают лучше, чем в ряде других стран, причём это обычно не абстрактное «выучил в школе», а именно живой разговорный язык, помноженный на лингвистическую сообразительность. Изъясняться по-английски может где-то каждый десятый, но это включает в себя почти всех чиновников, полицейских, сотрудников железной дороги.

Деградация Индии

В отчётах многих путешественников часто попадаются высказывания о том, что Индия — абсолютно статичная страна, что за исключением небольших косметических изменений, привнесённых колонизаторами, здесь ничего не изменилось с древнейших времён. В первую поездку я попал под аналогичное впечатление. Сейчас я всё больше обращаю внимание на то, что культура Индии, равно как и России, находится в состоянии распада и деградации. Правда, в отличие от соседей-пакистанцев, индусы слишком жизнерадостны, чтобы осознавать это, но факты говорят, что Индия вместе с Пакистаном, Египтом, Мьянмой относится к странам, в которых все достижения цивилизации были созданы ещё колонизаторами, а теперь постепенно распадаются, тогда как местный управленческий аппарат находится в состоянии глубокой комы и не в состоянии изменить хоть что-либо.

Все системы, которые пытаются организовать современные индийцы, организованы плохо, неудобно. Причём даже таких неловких попыток внедрить в жизнь какую-то современность до смешного мало. Более того, регресс касается и традиционных форм жизни. Так, после 1930-х годов в стране, видимо, не было построено ни одного сколько-то симпатичного здания любого архитектурного стиля.

Сложно сказать, когда именно начался упадок. Оригинальных форм изобразительного искусства, не заимствованных из Европы или исламского мира, не появлялось уже несколько веков. Однако, ещё в начале 20 века появляются оригинальные произведения в литературе, политической и религиозной философии.

Тотальный упадок всего примерно совпадает с уходом колонизаторов. Проявляется он прежде всего в том, что взамен разрушающегося колониального наследия не возникает ничего нового, да и не очень понятно, откуда это новое может возникнуть, а власть и народ погружены в странное оцепенение. Так называемое «новое», возникшее в Индии за последнее время, реально не является таковым. Это или повторение старых канонов (кино, литература), либо развитие индустрии, производящей всякую дрянь (индийские автомобили, индийская IT-индустрия), либо попытки зацепиться за старые традиции без понимания их сути (большая часть религиозно-философской традиции). Всё это — и промышленность, и культура — в среднем безусловно уступает по качеству аналогам в Европе, арабском мире, Восточной и Юго-Восточной Азии. Так как национальная идея и идентичность Индии находятся в глубоком кризисе, вряд ли следует ждать выхода из кризиса экономического и социального в ближайшие десятилетия.

В следующем посте — впечатления о Южной Индии в целом и об отдельных посещённых пунктах.