Есть такое место под названием Палестинская автономия. Оно отличается от других мест тем, что никто не знает, как по нему перемещаться. Израильтяне не знают, потому что они ездят только в поселения или транзитом из Иерусалима в Эйлат. Палестинцы не знают, потому что они отсталый азиатский народ, мир не изучают и другими языками не владеют. Любители поездок по Палестинской автономии из других стран не знают, потому что им гораздо интереснее троллить израильтян на тему того, какие они нехорошие оккупанты, вместо реального изучения жизни той страны, на которую они тратят своё время и силы. Вот и получается, что в ответ на любой самый невинный запрос типа «как проехать из Вифлеема в Рамаллу» Гугл выдаёт сотни страниц политического срача и новостных лент и ни одного ответа. Это печально, так как в логистическом отношении ПА — один из самых хитрых и запутанных уголков мира, в ней есть масса мелких заморочек и хитростей.

К счастью, наука потихоньку побеждает и здесь. В тексте под катом даётся краткий обзор методик попадания во все интересные палестинские города. Более подробно эта тема будет раскрыта в моей будущей книге про Израиль и ПА. Оговоримся сразу, что здесь описана только та часть автономии, которая Западный берег, она же Цисиордания, она же Иуда ве-Шомрон. Логистику Сектора Газы описывать нечего, она предельно проста: Газа — это непризнанное государство со своим визовым режимом, граница Израиля с Газой является по факту государственной, внутри Сектора Газы деления на зоны нет.

При сборе информации для этого поста мне помогал многоуважаемый Пуэрто, у которого есть свой весьма полезный общий FAQ для поездок по автономии — правда, ему уже почти 3 года, что в условиях этих мест довольно много.



Прежде всего, надо понять, что такое Западный берег в плане логистики. Это все территории к западу от Иордана, которыми владела Иордания с 1948 по 1967 гг., за исключением двух зон, аннексированных Израилем — так называемого Восточного Иерусалима и небольшого участка возле бывшей деревни Латрун, проходящего возле израильской трассы 1. Граница Западного берега с Израилем называется Зелёной чертой 1949 г. Палестинцы под Зелёной чертой обычно понимают буквально линию госграницы на 1949 г., но мы будем говорить о де-факто Зелёной черте, то есть границе 1949 г. минус указанные две зоны, а также минус мелкие изменения границы, которые были созданы во время строительства знаменитого забора.

Территория внутри де-факто Зелёной черты делится на три зоны. Зона С — это место, где арабы не живут. Она состоит из еврейских поселений, подъездов к ним, транзитных трасс из Израиля в Израиль через автономию и просто пустынной ненаселённой земли. Внешне зона С мало отличается от Израиля, но через неё, в отличие от собственно Израиля за Зелёной чертой, могут свободно ездить палестинцы. Зона В — это арабские деревни и малые города в тех местах, где рядом имеются еврейские поселения. Это уже арабский мир, но здесь нет ограничений на пребывание израильтян. Зона А — это крупные арабские города, а также непрерывные арабонаселённые районы, не содержащие еврейских поселений. Израильтянам въезд в зону А формально запрещён без специального пропуска, палестинская полиция должна вылавливать израильтян и передавать их израильским пограничникам, а те должны (теоретически) заводить дело и передавать его в суд. Как происходит на практике — увидим ниже. Израильтяне с двойным гражданством в данном случае приравниваются к обычным израильтянам. 90% интересных объектов в автономии расположены в пределах зоны А.

Отсюда следует, что для палестинцев, израильтян и иностранцев логистика в ПА будет разной. Первым нельзя за Зелёную черту, вторым нельзя в зону А, а третьим теоретически можно куда угодно. На практике же оказывается, что для израильтян и иностранцев правила очень похожие, потому что те же мерзкие посты, на которых израильтянину реально легко попасться при прохождении в зону А или из неё — те же посты будут долго и нудно разбираться с иностранцами, искать штампы, задавать неудобные вопросы, — поэтому вся методика объезда мерзких постов, изобретённая израильтянами, для иностранцев также актуальна.

Прежде всего, не надо ездить куда-либо, кроме зоны С, на своей машине или на израильской прокатной. Почему — написал Пуэрто в вышеуказанном посте. Ездить надо на общественном транспорте. Транспорт бывает трёх типов: 1) израильские еврейские автобусы, которые идут в поселения или транзитом, 2) израильские арабские автобусы, которые соединяют Иерусалим с соседними городами автономии — Айзарией, Вифлеемом, Рамаллой и мелкими посёлками, 3) внутрипалестинские автобусы и маршрутки. Про пункт 1 всё ясно, полно информации в сети. Пункт 2 отправляется от трёх рядом стоящих автостанций в районе Дамасских ворот Иерусалима. Имеют номера, бумажные билеты и притворяются цивильным транспортом. В израильских сайтах-агрегаторах не указаны. Реально можно использовать только айзарийские маршруты, так как прочие идут через мерзкие КПП. В других израильских городах такие автобусы не были замечены. Пункт 3 — полный хаос, нигде никакой информации, уходят по наполнению.

Израильские посты в автономии бывают двух типов. Тип 1 — это посты на фактической Зелёной черте. Они тормозят большинство машин при въезде в Израиль из ПА и проверяют, есть ли там палестинцы, которым нельзя без пропуска. На выезде из Израиля они ничего не проверяют. Тип 2 — это посты внутри самой ПА. Они там стоят просто «для порядка», поставили их во время интифады, когда они проверяли всё и вся. Сейчас многие из этих постов заброшены, а оставшиеся проверяют очень выборочно и в основном машины с израильскими номерами, а остальные просто медленно проезжают мимо. Самые мерзкие посты — это те, где Зелёная черта примыкает непосредственно к зоне А, потому что там ни палестинец спокойно не проедет, ни израильтянин. У таких постов бывают очереди из машин, как на полноценных погранпереходах. Поэтому наша цель — избегать таких постов, въезжать сначала в зону В или С из Израиля, а потом уже переходить в зону А.

Чтобы эффективно пользоваться внутрипалестинским транспортом, надо понять, как он обходит Иерусалим. Проблема объезда Иерусалима — ключевая в жизни каждого палестинца. В Иерусалим-то он может попасть только по пропуску. Весь палестинский транспорт обходит Иерусалим по единственному маршруту. Этот маршрут — тайный, ибо не показан на картах Гугла и в израильских дорожных атласах. Сложная горная трасса со стороны Вифлеема и Хеврона идёт в двоеградие Айзария — Абу-Дис, составленное из маленьких городков, соединившихся границами. Оба городка находятся в зоне В, и это важно. На южном въезде в Абу-Дис стоит израильский пост, но это добрый пост, к тому же и находится он в зоне В, куда всем можно. Проходя Абу-Дис и Айзарию, маршрутки выскакивают на израильскую трассу 1 и идут по ней на восток до перекрёстка Мишор-Адумим. Там уходят на северо-запад и проходят впритирку с забором возле Масличной горы (район Иерусалима), а далее уходят налево в Рамаллу, также впритирку проходя КПП Каландия. У въезда в Рамаллу есть ещё один пост, который хуже предыдущего, потому что стоит на въезде в зону А, но он тоже обычно не задерживает палестинский транспорт. Рамалла — конец маршрута, дальше палестинцы могут спокойно ехать на север в города Самарии.

Айзария и Абу-Дис. Это зона В, очень важное транзитное место, через которое удобно ездить во все города юга автономии. Тут есть две хаотические автостанции — одна на восточном въезде в Айзарию, вторая на южном въезде в Абу-Дис возле университета. От первой ходят маршрутки в Рамаллу и Хеврон, от второй — в Иерихон и Вифлеем. Кроме того, есть проходящие маршрутки, поэтому в любом из двух мест можно пробовать ловить маршрутку в любой город. Ходят они все относительно часто, кроме иерихонских (см. ниже). Из Иерусалима сюда ездят автобусы 36 и 63. 63 идёт через обе автостанции, но ходит реже, а 36 идёт через восточную и проезжает в 500 м от южной. Автобусы пересекают Зелёную черту на трассе 1. Тамошний пост — едва ли не самый добрый, тут постоянно ездят израильские машины в Маале-Адумим и Эйлат. Израильский транспорт обычно не проверяют, а указанные автобусы проверяют быстро и легко и только при въезде в Иерусалим. Очередей на въезд не бывает. Между Айзарией и трассой 1 нет постов.

Рамалла. Самый неприятный город в плане логистики, не выходит легко объехать въездные посты. Из Иерусалима в Рамаллу ходят арабские автобусы 18-го маршрута. Ходят они через КПП Каландия. Этот КПП имеет репутацию самого мерзкого на Западном берегу, похож на полноценный погранпереход. Вечная очередь из машин. Ведёт напрямую из Израиля в зону А, поэтому израильтянину проехать почти нереально. Как объехать? По описанной выше дороге через более добрый юго-восточный пост одним из трёх методов. 1) Автобусом до Айзарии, оттуда маршруткой. 2) Израильским автобусом «Эггеда» от центрального автовокзала Иерусалима назначением Эйлат, Эйн-Геди, Кацрин, Тверия или Мицпе-Ерихо до перекрёстка Мишор-Адумим, далее поймать маршрутку. Плюс — если ехать из Тель-Авива, то не надо переться через весь Иерусалим на трамвае. Минусы — могут быть большие интервалы между автобусами, ловить маршрутку — это лотерея, они обычно уходят полными и берут пассажира на трассе, только если кто-то вышел на полпути. 3) Автобусом 170 от центрального автовокзала через Масличную гору до поворота на Бейт-Эль, что совсем рядом с въездным постом, там поймать маршрутку. Автобус ходит часто. Минус — остановка у поворота находится слишком близко к посту, там могут вас заметить и заинтересоваться.

Вифлеем. Есть арабский автобус 25, который идёт из Иерусалима к месту под названием гробница Рахили, что на границе города Вифлеем. У этого места стоит пост, через который надо идти пешком. Пост мерзкий и придирчивый. Как объехать? Два метода. Метод 1 — через Абу-Дис маршруткою. Легко и просто, добрый пост на трассе 1 и ещё один добрый пост в зоне В на выезде из Абу-Диса. На въезде в сектор зоны А, где находится Вифлеем, со стороны Абу-Диса никаких постов нет. Метод 2 чуть хитрее. Есть автобус 160 Иерусалим — Хеврон, ходит от центрального автовокзала раз в 20 минут. На нём ездят поселенцы из Кирьят-Арбы, поэтому его особо никто не проверяет при переезде через Зелёную черту в обе стороны. На нём можно доехать до перекрёстка Гуш-Эцион, а оттуда уехать на палестинском транспорте, следующем из Хеврона.

Хеврон. Тут всё совсем хитро. Хеврон состоит из двух зон: Хеврон-1 — это основная часть города, зона А, Хеврон-2 — еврейский район на востоке города, зона С. Проезжей дороги между ними нет, есть только пешеходные КПП. Иностранцев пропускают нормально, у израильтян возможны проблемы. В Хеврон-2 метод попадания из Иерусалима очевиден — еврейский автобус 160 от автовокзала. В Хеврон-1 иностранцы едут таким же методом, переходя пешеходный КПП. Израильтяне могут уехать на нелегальной маршрутке от Дамасских ворот, но при возвращении возможна проверка на Зелёной черте. А можно ехать через Айзарию. Маршрутки обходят Вифлеем с востока, проходят рядом с нацпарком Иродион и вливаются в основную трассу чуть севернее перекрёстка Гуш-Эцион. А можно и вот как: на 160-м до Гуш-Эциона, а там поймать маршрутку. С постами ситуация следующая. На Зелёной черте пост добрый, если ехать израильским автобусом. Дальше сразу к югу от перекрёстка Гуш-Эцион — ещё пост, израильские автобусы не проверяет совсем, палестинские проверяет выборочно, в целом добрый, да и находится он в зоне С. А вот на въезде в Хеврон-1 с севера никаких постов нет. В Хеврон можно попасть ещё из Беэр-Шевы. От Хеврона-2 можно за 20 минут дойти до поселения Кирьят-Арба. Обратите внимание, что на въезде есть пост, но не полицейский, а сторожевой, там просят документы и иногда могут задавать вопросы иностранцам. Из Кирьят-Арбы раз в полтора часа ходит автобус в Беэр-Шеву. Пользоваться им не рекомендуется, так как он проходит сразу два мерзких поста. Казалось бы — еврейский автобус, идёт только через поселения — а всё равно там проверяют всех пассажиров и иногда устраивают шмон.

Иерихон. Прежде всего, Иерихон — город маленький и сонный, транспорта в нём мало. Все маршрутки попадают в город очень просто — через трассу 1. Сразу же у иерихонского поворота — въезд в зону А, но постов-то никаких нет, точнее есть один, но там палестинцы и им всё пофиг. Проблема тут не с постами, а с тем, что маршруток долго ждать. Все маршрутки ходят или из Абу-Диса через Айзарию, или из Рамаллы. Из Рамаллы — раз в 20-30 минут, а вот абудисскую можно больше часа ждать. Метод 1 — ехать в Абу-Дис, сидеть там и ждать наполнения маршрутки. Метод 2 — вышеописанным способом попасть на перекрёсток Мишор-Адумим и там ловить рамаллинскую. При попадании из Иерусалима в Иерихон предпочтительнее метод 1, в обратном направлении — метод 2.

Наблус. Два способа. Первый — Иерусалим, Рамалла, Наблус. Годится тем, кто в Иерусалиме. Из западной части Израиля быстрее по-другому. Есть еврейский автобус 73 сообщением Нетания — Кдумим. Он отправляется от автовокзала Нетании раз в 1-2 часа. Зелёную черту проходит через добрый пост, проверки нет. По пути заезжает в маленькое поселение Швей-Шомрон. Если спуститься по дороге от этого поселения вниз к трассе, то окажется, что до Наблуса менее 5 км. Тут проходят маршрутки из Наблуса в Дженин, Калькилию, Тулькарм, в какой-то из них может оказаться свободное место. Никаких постов вплоть до Наблуса нет. Единственное «но»: при возвращении окажется, что на въезде в Швей-Шомрон тоже стоит сторож, и он тоже проверяет иностранцев, идущих к остановке.

Дженин. Дженин находится в «большой зоне А». Это такой сектор, откуда в 2005 г. эвакуировали все еврейские поселения, поэтому там зона А является большим непрерывным районом, а не лоскутным одеялом, как везде. Из Афулы туда попасть проблематично, потому что Зелёная черта совпадает с границей зоны А, да и с транспортом проблемы. Остаются длинный вариант через Иерусалим и Рамаллу и разновидность швейшомронского варианта, где маршрутку надо останавливать уже в другую сторону, но с меньшими шансами на успех, так как из Наблуса они уходят по наполнению. Можно попробовать застопить большой автобус Наблус — Дженин, есть и такие. На этой трассе рядом с поворотом на Нетанию у въезда в «большую зону А» тоже стоит пост, но он вроде как более добрый, чем на афульской трассе.