Пост на d3, про который я недавно писал, оказался популярен, собрал около 8000 просмотров и более 350 комментариев, включая мои. Чтобы всё это не исчезло, я решил сохранить сюда подборку из самых интересных, как мне кажется, вопросов и ответов. Порядок расстановки хронологический, заголовки тем я придумал сам. В — это вопрошающий (ники смотрите сами на d3), О — это мой ответ.



Почему Таиланд не Япония?

В: Почему Таиланд не входит в лидеры экономического развития в мире? Чем принципиально тайцы отличаются от японцев?

О: Строго ИМХО: в современном мире, особенно в Азии, побеждают те, кто умеет работать сообща, большими группами. Японцы умеют. Тайцы умеют работать сообща, но только малыми группами, организовать что–то крупное — не их конёк, слишком они творческие для этого. Поэтому в Таиланде всё хорошее сделано частными компаниями или отдельными лицами, а всё государственное работает «на соплях».

В: А какой уровень образованности населения? А какую культуру воспитывает государственная политика? Есть ли в пропагандируемой культуре стремление к личностному развитию, образованию и созданию своего бизнеса (как в США, например)? И если нет — то почему?

О: С созданием своего бизнеса как раз всё чудесно. Половина нации — мелкие базарные торговцы. Проблема как раз начинается тогда, когда бизнес надо укрупнять. В провинции и сейчас хорошо заметно — чем больше китайцев в городе, тем бойчее развивается торговля, тогда как для большинства тайцев место на базаре — предел мечтаний.

Образованность довольно специфическая. Я бы сказал, что уровень явно ниже российского или европейского, но при этом есть позитивные тенденции — например, пропагандируют экологичность, новые методы хозяйствования. В учебниках много дидактизма в стиле «что такое хорошо, а что такое плохо». Вообще на мой взгляд, обе системы образования — советская и тайская — страдают однобокостью, но в разные стороны. В советской системе дают в основном конкретные знания, а в тайской — общие какие–то моральные принципы.

Что касается личностного развития — на уровне образования сплошной коллективизм, как везде в регионе. При этом богемных индивидуалистов довольно много, но они несистемные, система просто как бы махнула рукой на них.

В: А как так — сплошной коллективизм в образовании, а когда доходит до дела — мелкие торговцы. Почему не образуются коллективы?

О: Мелкие коллективы легко образуются. Рис сеять в одиночку затруднительно, воду подводить как–то надо. Крупным мешают история (индийский тип государственности, нет тотального контроля государства за людьми) и креативность (каждый норовит выдумать что–то своё). Кроме того, страна никогда толком не воевала, а войны хорошо дисциплинируют всех, не только солдат. Например, настоящей осады городов с использованием сложной техники, как в Европе и на Ближнем Востоке, в регионе не было.

В целом, я думаю, если бы Таиланд был не Таиландом, а Японией, он бы, конечно, был более богатым и развитым, но потерял бы свой специфический шарм, за который его так любят туристы и экспаты.

В: А что за индийский тип государственности? В Индии есть очень и очень крупные и высокотехнологичные компании.
И вот креативность — я не знаю тайских изобретателей, не знаю тайские инновационные товары (которые часто выпускаются мелкими фирмами или вообще в одиночку). О какой креативности вы говорите?
Кроме того — как войны дисциплинируют? Я, как гражданин РФ, не понимаю какое влияние оказали на меня сражения прошлых веков.
Я понимаю плюсы, и полностью согласен про шарм и специфику. Но интересно что именно мешает Тайланду стать Японией.

О: Индийский тип государственности к современному государству Индия имеет косвенное отношение. Это то, что в английской литературе именуют Mandala state. Суть в том, что царь контролирует своих вассалов и чиновников, которым «отдаёт на кормление» большие регионы, а непосредственно правит только в своей столице.

Креативность выражена, опять же, в мелких вещах — дизайн, искусство, кулинария и т. п. Вот, допустим, хочет человек открыть кофейню — если он русский, в его кофейне будет меньше мелких креативных штук, чем если он таец. В отношении всего, что связано с техникой, у тайцев царит глубокий идиотизм, поэтому про тайских изобретателей мы ещё долго ничего не услышим.

По поводу войн — ну вот вы находитесь в осаждённом городе, вы должны целиком подчиняться комендатуре этого города. Война закончилась, а власти города не спешат возвращать данные им полномочия. Потом эти полномочия передаются по наследству, потом они входят в политическую культуру и люди уже не понимают, как можно по–другому. Например, остались ли в современной российской политике черты татаро–монгольского ига? А в западноевропейской — черты рыцарского феодализма? Я считаю, что остались. Та же Япония феодальной была, а в Таиланде феодализма не было — вообще не было, совсем–совсем никогда, все местные управленцы назначались королём.



Северные и южные диалекты

В: понимание между севером и югом в части языка у самих тайцев вызывает затруднение? А у изучающих «нерезидентов»?

О: Вызывает. По одной из теорий, южные диалекты — это отдельный язык. В частности, там все тона заменяются на противоположные. Чтобы понять южанина, надо переспрашивать по несколько раз, примерно как шотландца, говорящего по–английски. Северян понять легче, так как диалекты ближе к простонародным бангкокским, но есть и свои диалектные слова. Многие диалектизмы непонятны тайцам из других частей страны.

В: на противоположные — это восходящий/нисходящий, высокий/низкий? неужели так серьёзно и прямо все тона?

И вроде бы «стандартный тайский» — это же как раз бангкокский, а на севере всякие шаны/лаосцы влияют.

О: Нет, стандартный тайский — это искусственный язык, его выдумали в 19–м веке из смеси бангкокского со старотайским, санскритом и кхмерским.

Условно говоря, в северных диалектах 6 тонов. Они состоят из двух групп: 3 высоких и 3 низких. Как именно они произносятся — в каждом диалекте по–своему. В южных диалектах тоже 6 тонов, и 3 высоким в северных соответствуют 3 низких в южных, и наоборот. Это очень упрощённая схема, но в целом как–то так. Интересующихся отошлю к Джеймсу Хигби, специалисту по тайской фонологии, его книги в Бангкоке продаются.



Почему в Таиланде плохо с демократией?

В:
«I am willing to surrender the powers I formerly exercised to the people as a whole, but I am not willing to turn them over to any individual or any group to use in an autocratic manner without heeding the voice of the people.»
[Rama VII Prajadhipok, 1935]

Почему у них с демократией с тех пор так нифига и не клеится?
Кризисы каждые два года — это же всё–таки чересчур.

О: Хороший вопрос и хорошая цитата. Грубо говоря, отсутствует политическая культура демократии. Любые попытки её создать выливаются в цирк с конями (примеры — 1973–1976 или нынешний конфликт 2013–2014). Избиратель выражает желание голосовать или за популистов, или за какие–то региональные мафиозные структуры. Авторитет выборных политиков, как следствие, низок. В конечном итоге, когда страна разовьётся настолько, что нищие крестьяне и мелкие лавочники перестанут определять исход выборов, демократия установится неизбежно, но вряд ли это случится скоро. А вот смена короля существенно изменит баланс власти в пользу популистов за счёт роялистов и армии.

В: а насколько распространены и сильны эти мафиозные структуры?
Вроде бы на этот счёт принимались какие–то суровые меры. (или там речь шла о борьбе с монополиями?)

О: Вы не понимаете. Весь Таиланд, кроме разве что Бангкока, пронизан такими структурами, он на них строится. Они мафиозные не столько в плане преступности — скорее, это клубы взаимопомощи, вроде итальянской мафии, они кучкуются вокруг одной богатой семьи. Единственный, кто пытался с этим бороться — пресловутый Тхаксин, у него вышло, но не везде, он как бы заменил одним собой многочисленных маленьких «донов Корлеоне». Пока что сломать эту структуру нельзя, как наглядно показал пример того же Тхаксина.

В: …таки он с этим именно боролся, или заменил собой?

О: Пытался сменить одну систему на другую, более «современную», но тоже коррупционную.

В: Не совсем понятно, как повлияет на расклад сил смена короля.
Имеется ввиду конкретный сын Рамы IX?

О: Король, он как вино, с возрастом становится дороже. Новый король, кем бы он ни был, первые лет 10 будет слаб, не будет пользоваться уважением. Соответственно, монархические силы потеряют популярность, это неизбежно.



В Таиланд едут только нищеброды?

В: Вопрос может быть немного провокационный, но меня всегда интересовало вот что: вот вам явно нравится ЮВА, ее культура. Я так понимаю, вы и проживаете постоянно/немалую часть времени там. Но при этом, думаю, вы согласитесь, что место это довольно специфичное, и наверное не самое комфортное.

Так вот, собственно вопрос: какой процент россиян, приезжающих или проживающих в Таиланде действительно влюблены в это место, а какой процент просто привлекает тамошняя дешевизна в сочетании с теплым климатом? Я вот сторонник идеи, что нынешняя популярность этого направления связана в основном с банальной дешевизной и будь у людей деньги, они бы с радостью променяли ЮВА на что–то более комфортное и цивилизованное (не в упрек сказано).

О: Я с вами не соглашусь в плане предпосылок. Многим, например, нравится Россия и её культура, хотя это место очевидно специфичное и очевидно малокомфортное. Если говорить про себя, то я до переезда в Таиланд жил в тёплом климате и не на постсоветском пространстве.

По поводу процентов — я соцопросы не проводил, но осмелюсь предположить, что многие проживающие в Таиланде россияне действительно влюблены в Таиланд по причине его дешевизны, тёплого климата и ещё нескольких сугубо утилитарных причин — но история и культура в их число, безусловно, не входят. Более того, если вы были в Таиланде, то знаете, что там проживают в больших количествах не только россияне, но и граждане западных стран, особенно англосаксы.

В: Сдается мне, что мотивация жителей западных стран тоже должна быть схожая. Я в своем окружении (не преподношу это как репрезентативную выборку) наблюдаю именно подтверждение своей версии (так она и родилась собсна) — тупо дешевле, чем прочие теплые страны, так что поехали ка туда. А, например, у жителей Сибири и Дальнего Востока это направление популярно в силу того, что туда лететь ближе, чем в Европы, ну и соответственно дешевле.

Наверное, вопрос не совсем по теме был, просто интересно, много ли русскоязычных людей, которые живут там по принципу «уж лучше так, чем в РФ».

О: Вы ведь не были в Таиланде, так? Съездите, много интересного узнаете.

В: Почему вы так решили? Был, я много где был. И много где не был… Не могу сказать, что хорошо изучил эту страну и её культуру, но представление имею. И кстати в целом мне там понравилось, чувствую, что в связи с последними событиями в экономике, я теперь в ЮВА чаще буду ездить, так что наверное имеет смысл купить вашу книгу)

Просто при этом у меня будет четкое понимание того, что я здесь делаю, и что не будь у меня финансовых ограничений, я бы безусловно выбрал для себя в качестве места для отдыха Европу или США. Ну и похожие мысли я замечаю в своем окружении.

О: Я думаю, каждый сам выбирает себе окружение. Интереса ради рекомендую посмотреть в Вики экономические данные по Таиланду и странам Восточной Европы, в частности, Болгарии и Черногории.

В: Ну я имел в виду не Восточную Европу, а Западную, конечно, раз поставил через запятую США. В ваших ответах чувствуется легкая обида за такое моё отношение к вашей любимой стране. Но смотрите, точно так же, живя в России, я прекрасно осознаю ее недостатки и достоинства и понимаю, что при прочих равных туристы вряд ли будут стремиться сюда, а не во Францию, например. И обижаться на критику России вряд ли буду. Что есть, то есть.

О: Вы правильно обозначили — стремление туристов (а также экспатов) в страну — это показатель её притягательности. В этот отношении Россию и Таиланд даже как–то глупо сравнивать. Также имеет смысл сравнить иммиграционное сальдо — я не помню цифры, но в Таиланде оно сильно положительное, во многом ещё и за счёт того, что сами тайцы не норовят куда–либо уезжать. Крупные тайские диаспоры есть только в США, и в очень небольшом количестве (причём часть народа в них не тайцы, а близкие к ним мяо), тогда как вьетнамцы и филиппинцы, например, как тараканы по миру расползаются.

Я что хочу сказать — Таиланд, он не идеален, безусловно, и я это знаю гораздо лучше вас, но противопоставление «цивилизованная Европа против нищей Азии», сидящее в головах колбасных иммигрантов из российской провинции — оно устарело уже, наверное, лет на сто, и сейчас его можно использовать разве что к реально бедным странам вроде Камбоджи или Индии, но никак не к Таиланду.



Тайская мечта

В: В чём состоит тайская мечта?

О: Мечта тайца или мечта иностранца, живущего в Таиланде? :)

В: тайца

О: Работать в Бангкоке в офисе менеджером среднего звена, но при этом чтобы оставались родственники в деревне — им можно сплавлять детей и ездить в гости на праздники, воссоединяться с простонародьем.

В: ну прямо как у нас (уж у меня точно осуществившаяся)! Только Москва или…, а не Бангкок.

О: Не соглашусь, русские обычно считают менеджерскую работу унылой, мечтают бросить всё, уехать в Таиланд и т. д. Тайцы реже хотят странного.



Культурные предпосылки транссексуальности

В: Какие культурно–исторические предпосылки для современного состояния дел с распространением смены пола (и, возможно, даже модой на это)?

О: Полагаю, что никаких. Тайское слово กะเทย до 20–го века обозначало биологического гермафродита. Есть биологическая предпосылка: у монголоидов менее выражен половой диморфизм, им проще добиться «убедительности». Единственная культурная причина — более свободное, чем во многих других культурах, отношение к добрачному сексу, отсюда распространение проституции и потребительский подход к сексу. Возможно, сюда стоит добавить сильно выраженный в культуре культ женской красоты — мужчины могут чувствовать себя обделёнными, но это уже мои домыслы.

В: Какое отношение в обществе к трассексуалам, насколько широко тема обсуждается в СМИ, с каким оттенком? Есть дисриминационные законы? Может ли катой стать мэром, например?
Какие чаще причины на смену пола — убеждения или потенциальный «лёгкий» доход?
Бывают ли обратные операции — из девочки в мальчика?

О: Дискриминационный закон — это запрет менять пол в документах, я уже писал об этом. Мэром — нереально, мэры в Таиланде имеют реальную власть, там обычно «семейный подряд».

В чистом виде смена пола «по расчёту» не встречается. Чтобы добиться убедительности, надо начинать в раннем возрасте. Обычно уже среди старшеклассников формируются кружки так называемых «феечек», из них часть идёт в геи, часть в транссексуалы. В таком возрасте они ещё слишком глупые, чтобы расчёт появился.

В обществе тема широко обсуждается, в тайском Луркоморье Таиланд обычно называют «страной катоев», это местный «луркояз» такой.

Обратные операции случаются редко, как и везде, но при этом в стране много «томов» — активных лесбиянок очень мальчукового вида.



Мусульмане Таиланда

В: Как в целом в Тайланде относятся к тайским мусульманам, какие существуют стереотипы / прозвища? Какие есть отличия между Наратхиватом и тремя другими «малайскими» провинциями по сравнению с остальным Тайландом?

О: Вы немного неправы, «малайских» провинций всего три, а не четыре. Я был только в Яле, и в Наратхивате проездом. Тайские мусульмане, которые этнические тайцы, интересны тем, что у тайцев есть очень чёткое деление «свой–чужой», а они как бы посередине оказались. Написано довольно много книг, я в эту тему не особо вникал, но чисто по ощущениям кажется, что они всё–таки скорее чужие. При этом особой напряжённости нет, в Бангкоке есть мусульманские кварталы, но никаких волнений там не бывает. Этнические малайцы однозначно чужие, совсем другая культура. При этом неверно считать, будто Дальний Юг — это какой–то особый мир. Там есть специфика, но обычные тайцы–буддисты составляют около 40%, и в целом это всё равно больше Таиланд, чем Малайзия.

В: их, все же, четыре. Я не понимаю, почему, но часто Сатун не добавляют к списку из Ялы, Наратхивата и Патани. Кстати, а почему?

О: Спасибо, не знал про Сатун. Почему не добавляют — понятно, почему. Сатун не входил в королевство Паттани и не имеет с ним общей границы. Соответственно, вся движуха с исламским сепаратизмом и терактами обошла Сатун стороной, это такое сонное спокойное место.



Буддизм и монашество

В: Интересуюсь Тхеравадой. Что посмотреть/куда съездить в Таиланде по этой теме? Или все же лучше в Шри–Ланку?

О: Да что угодно, Таиланд весь одна сплошная Тхеравада. Как раз на Шри–Ланку не стоит, там буддизм в упадке. Рекомендую ознакомиться с переводными статьями отдельных тайских учителей в интернете, а потом посмотреть, какой монастырь является «центральным» для этой школы и ехать туда целенаправленно. Мейнстримные туристические монастыри обычно малоинтересны в плане изучения буддизма.

В: Откуда пришла тайская храмовая архитектура, и как и насколько легко прижился буддизм? Другими словами, где мать городов тайских?
Спасибо.

О: Буддизм пришёл от монов, как и вся Тхеравада в ЮВА. Но стиль архитектуры и планировки монастыря у тайцев свой, уникальный. Я думаю, там были китайские заимствования. К сожалению, документов о том, как тайцы принимали буддизм, не сохранилось. На момент создания первых тайских государств они уже были прочно буддийскими.

В: и какое отношение к монахам? Видел на Севере стикеры «Не давайте деньги монахам».
Какой примерно процент мужчин был послушником, сколько стремится?

О: Ни в коем случае нельзя давать деньги монахам! Если монах просит деньги — это не монах, а шарлатан или сильно опустившийся монах, так как монахам брать и использовать деньги запрещено, за них это делают специальные миряне.

Послушники — это в основном дети из бедных семей, которых родители не могут содержать, их в Таиланде куда меньше, чем в бедных странах. Монахом на короткое время был довольно большой процент, но далеко не все мужчины, как часто пишут. Я когда–то видел цифры, но не запомнил, где–то процентов 30 мужчин, не больше, и в деревнях чаще, чем в городах. Вообще удельный вес монашества неуклонно падает, появились более лёгкие способы добиться положения в обществе.

В: Расскажите о статусе религии в стране. Есть ли «патриарх»? Каково влияние религиозных институтов на политическую, социальную жизнь? Вообще, что такое буддизм для рядового тайца, скажем для среднего жителя Бангкока?

О: С 2013 г. патриархом Таиланда является преподобный Махаратчхамонгкхалачхан. Этот пост скорее номинальный, назначают на него почтенных старцев (нынешнему почти 90 лет). При патриархе есть Совет старейшин, уже более серьёзная структура. Также есть министерство буддизма, госструктура, контролирующая монашество. Во многих отношениях церковная иерархия близка к православной.

Бангкок — пожалуй, наименее буддистское место в стране, малая концентрация монастырей и их количество относительно размеров города.

Вообще так как буддизм Тхеравады предъявляет очень мало требований к мирянам, его влияние заметно не сразу. Большой процент в храмы ходит только по оказиям вроде похорон и в принципе не интегрирован в религиозную жизнь. Но при этом культурное влияние буддизма можно назвать всеохватывающим, и многие чисто буддийские по происхождению элементы культуры уже осознаются не как религиозные, а как части национального характера. Также надо отметить полное отсутствие «антибуддистов», кроме принявших другую религию.

В: Читал о том, что культура монашества сильно потеряла и продолжает терять свою паству за последние 10 — 20 лет. Имею в виду монашеский постриг. Монастырям приходится собирать людей из соседних стран — Мьянма, Лаос. Кризис?

О: Да, всё так. Вот только про «собирать» из Мьянмы — это полный бред, там совсем другой буддизм, никаи другие, а через перепостриг никто не пойдёт, ибо утеря статуса. Причина довольно очевидна: монашество — это способ для бедных родителей: а) избавиться от лишнего рта, б) дать ребёнку шанс выбиться в люди. Страна развивается, совсем бедных становится меньше, возникают рабочие места и перспективы на карьеру в других областях без очевидных неудобств монашеской жизни. А в той же Мьянме — там всё по–прежнему, страна нищая и монахов полно.



5 запретов

В: Назовите 5 вещей которые категорически нельзя делать в Тайланде туристу.

О: Кричать, трогать незнакомого тайца за голову, трогать монаха как угодно, проявлять целенаправленное неуважение к королю и его изображениям, или к Будде и его изображениям, а также верить русским гидам и предлагалам.

В: Спасибо. Хотел бы еще спросить. Есть ли какие то действия/жесты которые в нашей культуре имеют безобидный смысл, но могут иметь совершенно другое значение в культуре тайцев. Например в Индии если ты чихаешь это очень не прилично считается. Тетка от меня на рынке аж отпрыгнула. Если есть то приведите несколько.

О: Русские часто любят жёсткие тактильные контакты — типа хлопнуть по плечу, обнять за плечи и др. Тайцы тоже так делают, но только в очень неформальной обстановке, и что–то из таких контактов могут счесть оскорбительным. Никогда не раздвигают ноги, когда сидят в общественном месте. Также в общественном месте нельзя говорить громко. Ещё из действий — поцелуй считается более эротическим действием, чем на Западе, нельзя целовать девушку, которая не любовница, ну а в общественном месте целоваться и обниматься вообще не стоит.



Почему тайцы живут лучше, чем соседи?

В: Чем тайцы отличаются от соседей бирманцев, лаосцев, камбоджийцев ментально? Трудолюбивее, честнее? Почему у них всё разительно лучше, чем у этих соседей, неужели просто фортануло?

О: Лаос — это тот же Таиланд, деревенская окраина оного. Им не повезло, у них больше 20 лет была война короля с коммунистами. Камбоджа была нищей последние 200 лет, ну и Пол Пот. Бирма — допустили большую ошибку развития ещё в 19 веке, стали колонией, потом несколько десятков лет воевали с нацменьшинствами. Таиланд на этом фоне был богатым и процветающим уже к концу 19 века, с тех пор не так много вещей поменялось. Просто централизованная империя, не делающая грубых ошибок, не может совсем обнищать. Если говорить про ментальность — на фоне соседей народ более хитрый, менее воинственный, в наше время это важно.

В: Ничего себе менее воинственный! А кто Камбоджу–то обнес, с чего вдруг она нищей стала? Не из–за тайских экспроприаторских походов?

О: Сказки это всё про экспроприаторов и тайское иго. Во–первых, вьетнамский фактор — оттяпали треть территории и обложили данью. Во–вторых, крупных войн с Камбоджей не было, по–серьёзному воевали только с Бирмой. В–третьих, упадок Камбоджи был очень долгим и постепенным, ещё в 16 веке было довольно приличное государство. Вообще упадок Камбоджи — это большая научная проблема, я думаю, что причины были в основном внутренними. Например, красивые санскритские надписи перестали делать ещё тогда, когда активно строился Ангкор, а от прекращения строительства до разорения прошло более 100 лет.