Вот я и вернулся из полуторамесячной поездки по Сибири и Дальнему Востоку. Подробные заметки вести не хотелось, поэтому выкладываю краткий общий отчёт.




Если вкратце можно охарактеризовать Россию одним словом, то это будет «разложение». Всё то, что русский народ успел понастроить в свой период пассионарного всплеска, гниёт, разлагается, разрушается и распадается, а у людей нет ни энергии, ни воли, ни ума, чтобы это остановить или придумать что-то новое. Если на западе страны этот процесс ещё как-то замаскирован небоскрёбами мегаполисов и подновлёнными туристическими центрами, то на востоке всё проявляется очень чётко.

Весь Транссиб по степени разрушенности делится на четыре зоны.
1) К западу от Красноярска включительно. Это Европа. Много больших городов, выстроенных по московско-питерскому образцу. Станционные посёлки довольно цивильны. При этом, в отличие от Центральной России, почти все города ужасающе скучны: видно, что это просто подражание оригиналам в «настоящей» России. Цены почти везде московские.
2) К западу от Карымской включительно. Появляется ощущение провинции, всё беднеет и сереет, исчезают продукты местного производства, поднимаются цены. Выглядит как Центральная Россия лет 10 назад.
3) От Карымской до Белогорска. За неимением географического термина сие будет называться Великая Жопь. Крошечные городки да жалкие посёлки, где медведя встретить проще, чем человека со стороны. Цены рвутся ввысь, стандартный двухлитровый пакет сока стоит 120 р. Ничего своего нет, всё привозное.
4) От Белогорска и Благовещенска на восток. Цивилизация немного возвращается, но какая-то другая. Тоже дорогущие продукты, тоже ничего местного, везут либо с запада, либо из Китая / Кореи. Кое-где сделано цивильно, но это скорее островки. Ближе к Владику цивильность нарастает, появляется даже такое удивительное для Зауралья явление как дачные посёлки.

Природа на магистрали, как известно, скучная. Даже тайга настоящая есть только в Костромской и Кировской областях. В Зауралье господствуют лесостепь и лесные вырубки. Примечательных мест всего четыре.
1) Окрестности Кунгура. Единственное проявление «Уральских гор» на магистрали. Довольно красивый ландшафт.
2) Байкал. Большое скучное озеро. Говорят, с БАМовской стороны выглядит веселее.
3) Горы Забайкалья (от Улан-Удэ до Чернышевска примерно). Холмы и степь. Самый красивый район Транссиба, хотя на КВЖД этот же ландшафт выражен ярче.
4) Приморский участок в 50 км рядом с Владивостоком. Море и горы.

Краткий дайджест всех посещённых городов за эту поездку и предыдущую.
Казань. Город контрастов. В одних местах — очень прилизанный, в других — наоборот, жутко бомжовый, руины какие-то. В целом красиво, интересно, дёшево, вкусно. Один из российских городов, куда стоит съездить всем.
Агрыз. Потрясающая цивильность для городка в 20 тыс. Красивейший вокзал. Аж 4 дешевые гостиницы, причем хорошего качества.
Ижевск. Вроде ничего особенного, а вот чем-то приятен. Гармоничная городская среда.
Сарапул. Роскошный город, совершенно неизвестный у туристов. Знаменит архитектурой модерн, образующей гармоничный ансамбль в центре города. Цены очень низкие.
Киров. Ничего особенного, но погулять приятно. Вкусная дешёвая еда.
Пермь. Безликий город с московскими понтами.
Кунгур. Едва ли не лучший город всего Транссиба. Отлично сохранился старый центр, плюс Ледяная пещера — одно из интереснейших мест в стране.
Ебург. Наш Шанхай, центр активно застраивается небоскребами. Самобытности больше, чем в Перми, хотя без особых откровений.
Тюмень. Довольно приятна, несколько красивых церквей.
Тобольск. Сложно оценить, так как во время посещения активно реставрировалось всё. Церкви хорошие, кремль тоже. Городская застройка выглядит очень мрачно. На «самый исторический город Сибири» Тобольск не тянет.
Омск. Необычен тем, что городская застройка чередуется с деревенской. Есть какие-то потуги на исторический центр, хотя не очень убедительные. Самый роскошный вокзал в России.
Новосибирск. Серый и безликий. Дорогой. Академгородок просто потряс убогостью градостроительной мысли.
Томск. Интересный, самобытный и богатый. Большой процент населения составляют студенты, из-за чего в городе присутствует атмосфера кампуса. Позитивный город.
Ачинск. Очень разбросанный город с крошечным историческим центром. Скучный.
Красноярск. Исторический центр явно уступает Томску, зато ландшафты классные, почти Тбилиси. Столбы — приятное и интересное место.
Чита. Город похож на увеличенную версию Черкизовского рынка (вечная память). Во всех домах — лавки с китайским шмотьем. Самих китайцев больше, чем где-либо ещё. Чем-то похоже на Москву 90-х. При этом историческая архитектура местами хороша.
Нерчинск. Стада коров среди разваливающихся старинных домов и дворец с самым большим в мире зеркалом. Абсолютный сюр, рекомендуется к посещению.
Благовещенск. Неожиданно красивый и цивильный город, да и дешёвый к тому же, особенно на фоне прочего Дальнего Востока.
Биробиджан. Еврейская тематика в глаза не бросается, застройка современная и скучная.
Хабаровск. Ещё один город с понтами. Есть одна красивая улица в центре, но в остальном уступает Благовещенску по всем параметрам.
Уссурийск. Вроде ничего особенного, а исторический центр сохранился, да и выглядит город опрятно. Самый крупный райцентр Транссиба.
Владивосток. Космополитический портовый город в горах. На Россию не похоже вообще, хотя мифических китайцев явно меньше, чем узбеков. Много чего интересного: архитектура, природа, окрестности. Минус: едва ли не самый дорогой город Транссиба.

В целом по трассе наиболее интересной показалась Великая Жопь, особенно в западной её части (Забайкальский край). Как я уже сказал, главным лейтмотивом поездки является всеобщее разложение, и именно в полудиком почти ненаселённом архидепрессивном Забайкалье это проявляется ярче всего. Ну и природа там замечательная.