Какой такой самый интересный город? Кривой Рог? Чушь! Нет там ничего интересного. Ни истории, ни культуры — обычный современный промышленный центр, да ещё и депрессивный. И смотреть там вообще нечего.



Общая информация

Восприятие Кривого Рога путешественником будет сильно зависеть от того, что его интересует в городах. Любители «традиционных» историко-культурных достопримечательностей поспешат проехать Кривой Рог без остановки. А вот те, кому интересны индустриальная архитектура, градостроительная планировка советских лет и транспортные системы, будут говорить об этом городе только в превосходных выражениях. Самый большой город Украины по площади. Самый большой райцентр бывшего СССР. Самая необычная городская планировка. Единственный город с двумя автономными трамвайными системами. И, конечно же, самая занятная транспортная достопримечательность страны – уникальная система метро.

Территория Кривого Рога начала обживаться с начала XVIII в. Здесь находилось несколько запорожских поселений, включая одну из сечей. Датой основания нынешнего поселения считается 1775 г., тогда это была обычная деревня, а позже – еврейское местечко. В конце XIX в. инженер Поль обнаружил под Кривым Рогом крупное железорудное месторождение, – с этого и начинается современная история города. В начале XX века посёлок растёт как на дрожжах благодаря близости крупных заводов.

В 1918 г. Кривой Рог дал имя государственному образованию – Донецко-Криворожской республике, созданной большевиками для противостояния «белым» силам, закрепившимся на севере Украины. Впрочем, сам Кривой Рог переходил из рук в руки, долгое время тут хозяйничал Махно. Только после окончания Гражданской войны поселение официально получает городской статус.

В сталинские годы начинается процесс, определивший своеобразие Кривого Рога – город начинает «ползти» на северо-восток, власти задаются целью охватить городской застройкой всё огромное месторождение, чтобы рабочим не приходилось долго добираться до заводов. Старый центр на берегу Саксагани забрасывается, а центр развития города переносится в район проспекта Металлургов. В застойные годы Кривому Рогу принадлежала честь являться самым крупным райцентром СССР (впоследствии он уступил первенство российскому Тольятти).

Постсоветское время не пощадило город. Часть заводов встала навеки, а отток населения составил около 100 тыс. человек. Тем не менее, город как-то выкарабкивается, во многом благодаря успешной работе главного градообразующего предприятия – гигантского комбината «Криворожсталь», недавно купленного индийской компанией Mittal.

Кривой Рог протянулся с севера на юг аж на 120 километров – в полтора раза длиннее Москвы и слегка длиннее рекордсмена России – Волгограда. Территория города представляет собой удивительное зрелище, так как кварталы городской застройки идут тоненькой полосой среди застройки деревенской, а дальше к северу между городскими кварталами находятся большие «плеши» в виде участков дикой степи, среди которых изредка виднеются заводы. А заводов тут немало – трубу можно увидеть почти из любой точки города.

Старый центр

В силу особенностей развития Кривого Рога (см. разделы «История» и «Ориентирование») оказалось так, что исторический, если его можно так назвать, центр города оказался на далёкой и никому не нужной юго-западной окраине. Пешеходные зоны, старые дома, парки и всё прочее, что входило в ансамбль среднеразмерного города 1950-х – 70-х годов – всё это пребывает в разрухе и запустении, являя собой удивительный пример заброшенного центра в живом городе.



Самая симпатичная сталинка — пожалуй, эта.



Или эта?



А может эта?



Это главная церковь города. Довольно своеобычное здание, но на реставрации. И это не так плохо — настолько необычно временное решение. Под церковь оборудовали соседнее здание – очень крупный зал ДК, прямоугольный в плане. Особенно удивляет иконостас шириной во всю сцену.



К слову, вот ещё интересная часовня, но это уже в современном центре.



Это театр. Планировали сделать что-то интересное, а получилось как всегда.



С портиками в Кривом Роге вообще проблемы. Кинотеатр тоже странный получился.



За пределами главной пешеходной улицы тоже есть на что посмотреть. Вот например очень милый мостик через Саксагань.



На другом берегу — уютная сталинка.



А ещё с моста есть такие роскошные виды. Как будто мы вовсе не в центре промышленного мегаполиса.

Метро

Пожалуй, самое удивительное в Кривом Роге – это метро. Обычно в СССР метро строили только в городах-миллионерах и уж никак не в райцентрах. Но криворожские власти смогли выхлопотать средства под «скоростной трамвай», часть маршрута которого проходит под землёй. Единственный аналог такого решения можно встретить в Волгограде, но криворожская система больше, внушительнее и более походит именно на метро. В 2003 г. скоростной трамвай был официально переименован в метрополитен.

Грубо говоря, криворожское метро – это изолированная от обычных трамваев линия длиной в 11 станций, идущая из центра города к отдалённым северным районам. По ней курсируют обычные двухвагонные трамваи «Татра». Благодаря удачно проложенному маршруту и большой продолжительности линии метро пользуется популярностью и обгоняет «настоящее» днепропетровское метро по объёмам перевозок.



Уже привычное М, вместо какого-то «ШТ». Совсем другое дело.



Вот так выглядит «поезд» на наземной станции «Кольцевая». Интересно, что в обычной (не скоростной) трамвайной системе Кривого Рога Татры не используются.



А вот это уже подземная станция «Проспект Металлургов». Тут всё как у больших, даже фотать не дают. Обратите внимание — в южной части ветки движение левостороннее.



Вот так цивильно организованы планшетки с указанием дальнейших станций. Всё-таки скорее метро, чем трамвай. Даже плитка метрошная.