Штаты — очень фотогеничная страна. А в особенности фотогеничные в Штатах вокзалы. Вот я нащёлкал оттуда кое-чего. К сожалению, часть снимков были сделаны мыльницей в недостаточно освещённых помещениях, поэтому несколько смазались. Тем, кто хорошо знает Штаты, будет неинтересно, ничего уникального в отчёте нет.





По поводу американских ЖД в сети есть некоторый информационный вакуум. Связано это с тем, что американцы обычно перемещаются на машинах или на самолётах, а железная дорога им в принципе не нужна. Кроме того, ходят мифы о том, что якобы железная дорога какая-то очень дорогая или неудобная. Брехня — нормальная там ЖД, вполне симпатичная. Местами интереснее, чем в Европе.

Главный минус американской ЖД — это малый охват сети. Многие ветки исключительно грузовые, есть крупные районы, где вообще ЖД не строили. Так, восточную и западную части страны соединяют всего четыре магистрали, причём по некоторым сообщение нечастое — несколько поездов в неделю. Во Флориду есть всего три ежедневных поезда. Ну и так далее. На большей части железных дорог монополистом является компания Amtrak. Вагоны в основном сидячие, но и лежачие тоже есть. Сидячка Амтрака стоит примерно как самолёт-лоукост, лежачка — как самолёт обычный. Но это не из-за дороговизны ЖД, а из-за дешевизны самолётов. Средняя цена километра на Амтраке явно ниже, чем в Западной Европе или Канаде. По сравнению с автобусом Грейхаунда сидячка Амтрака выходит дороже на 10-20%. Дальние поезда Амтрака не блещут удобством, сидячка РЖД мне нравится больше. Ещё для Амтрака характерна довольно глупая система распределения мест — их не дают выбрать заранее, а проводник не даёт сесть на любое место даже в полупустом поезде. Система покупки билетов идентична РЖД — платим в интернете, вбиваем номер заказа в автомат на вокзале и распечатываем билет.

Единственное место, где железная дорога конкурирует по объёмам перевозок с автобусами — это так называемый Северо-Восточный коридор, который представляет собой ветку Бостон — Нью-Йорк — Филадельфия — Балтимор — Вашингтон — Ричмонд, а также боковые тупиковые ветки, отходящие от неё. Этот район интересен тем, что кроме Амтрака там есть пригородные поезда других компаний, принадлежащих отдельным штатам. Эти поезда и удобнее, и дешевле Амтрака. Зачастую пригородный поезд оказывается дешевле Грейхаунда. Да и ходят они существенно чаще. Есть ли поезда малых компаний в других частях страны — я не знаю. На юге вроде нет, на чикагском узле могут быть, в Калифорнии вроде собираются ввести. На Аляске своя ЖД, Амтрак там не представлен.

Но самое интересное в американской ЖД — это вокзалы. В архитектурном отношении вокзалы крупных городов явно опережают европейские аналоги. Старые вокзалы очень велики в размерах, сделаны в стиле, напоминающем сталинский ампир, но с более богатым и выдержанным по стилю декором. Они ещё и удобнее европейских, так как имеются нормальные залы ожидания, а в сравнении с российскими менее бомжовы.



Начнём с нью-йоркского вокзала Гранд-Централ. Он интересен тем, что почти полностью находится под землёй (включая пути — в Манхэттене всю ЖД под землю зарыли), но при этом очень велик, занимает целый квартал.





Приятный фуд-корт.





Разноцветные буквы слева — это табло с указанием, куда и через что идёт поезд. Нумерация удивляет — не думаю, что на Гранд-Централе 112 путей. Особенно учитывая, что дальние поезда проходят станцию без остановки.





Собственно пути находятся за пределами вокзального здания. Вы видите пригородный поезд. ЖД частично электрифицирована, но настоящих электричек в Америке нет. Эстетически поезда абсолютно неинтересны по сравнению с Европой.





Единственный надземный зал Гранд-Централа. Роспись на потолке изображает созвездия.





Огромное круглое здание — вокзал Пенн, второй нью-йоркский вокзал, на котором останавливаются все дальние поезда Амтрака. Пути также находятся под землёй. Изнутри малоинтересен.





Это интересное историческое здание — портовокзал в южной части города Нью-Джерси. Был построен в целях быстрой переброски грузов с моря на ЖД. Это вид на портовую сторону.





А это — на вокзальную.





К сожалению, всё это давно развалено. В декоративных целях оставили три товарных вагона.





Главный вокзал Нью-Джерси — Хобокенский вокзал, находится прямо на берегу Гудзона. Здание небольшое, но красивое.









Такие сиденья есть во многих американских вокзалах. Туда садятся те, кому нужны услуги чистильщиков обуви. Кое-где они действуют по прямому назначению, но в Хобокене, видимо, уже являются декорацией.





У вокзала есть и уличная часть, менее интересная.





В штате Нью-Джерси (и, кажется, только в нём) есть двухэтажные поезда.





В этой фотке интересно то, что она сделана… в нью-йоркском метро, на наземной станции. Что это? ЖД ветка параллельно линии? Грузовой метропоезд? Теряюсь в догадках.





А вот в Атлантик-Сити вокзал современный и аскетичный. Точнее сказать, это даже не вокзал, а пристройка к выставочному центру, выполняющая функцию вокзала.





Пригородный Атлантик-Сити — Филадельфия.





В вагоне очень интересные сиденья. У них перекидная спинка. Все сиденья всегда смотрят по ходу движения поезда. На конечной кондуктор перекидывает все спинки на другую сторону, и при движении в обратную сторону снова все сидят по ходу.





Красавец-вокзал Филадельфии.





Потолочный декор и свет — две вещи, которые удаются американцам просто на отлично.





Надписей много и они большие.








Если Нью-Йорк и Филадельфия — это сталинский стиль, то Вашингтон ближе к брежневскому. Вокзал Юнион под стать общей стилистике города.





Но изнутри тут всё намного интереснее.





Очень необычное решение.





Это локомотив дальнего поезда Амтрака.





А это его же сидячий вагон.









Напоследок — иллюстрация того, что не все вокзалы Америки — гигантские и понтовые. Это город Саванна. Провинциально, но чисто.