Недавно прошло пять с половиной лет со дня, когда я впервые оказался в Таиланде. Что поменялось, а что осталось неизменным?

Ну вообще, конечно, поменялось не так много. Страна развивается, но не настолько быстро, как Китай, например. Но если сравнивать с Россией и СНГ, то изменений в Таиланде всё-таки больше — и здесь я имею в виду приятные изменения.

Год 2008. Таиланд только-только оправляется от первой за 15 лет военной хунты, которая, впрочем держалась всего несколько месяцев. К власти пришёл Самак Сунтхаравет — пожилой политик, печально прославившийся ещё в 70-х годах при кровавом разгоне армией мирной студенческой демонстрации — он тогда был на стороне армии, разумеется. Многие думают, что период процветания и стабильности, начавшийся в 90-е и ненадолго прерванный кризисом 97-го, ушёл, и страна возвращается к бестолковой чехарде правых военных или полувоенных правительств, в которой она находилась со свержения абсолютизма в 1932 и до конца 80-х.

Год 2013. Кабинет Самака не продержался долго, после череды отставок, выборов и неудавшейся революции 2010 г. к власти пришло правительство Йинглак — родной сестры экс-премьера Тхаксина Чхиннавата. Несмотря на многочисленные прогнозы, новая хунта так и не наступила. Более того, власть несколько раз сменялась в результате настоящих, а не пародийных выборов, а также имеются симптомы перехода страны к устойчивой двухпартийной системе американского образца. Причём обе партии выступают против засилья военных в политике и за нормальную демократическую систему — те, кто знает тайскую историю XX века, поймут исключительность этого момента. Экономика устойчиво растёт на 4-5% в год, если не считать периода наводнения 2011 г.

Деньги и цены. В 2008 г. за 3 рубля давали 4 бата, в 2013 — 9 бат за 10 рублей. Аналогичная ситуация с парой бат — гривна. Курс рубля за эти годы скакал как бешеный от любого чиха финансового и нефтяного рынков, а бат стоит как стойкий оловянный солдатик на отметке 30 бат за доллар, и всё ему нипочём — ни мировой кризис 2009 г., ни Греция, ни наводнение 2011 — один из самых страшных катаклизмов за всю историю человечества с позиций экономического ущерба. Цены как в батовом, так и в долларовом соотношении почти не изменились за пять с половиной лет. Автобусы подорожали на 10%, такси не подорожали, гостиницы не подорожали, еда народная не подорожала, еда в Макдаках — на 10-15%, еда в магазинах чуть-чуть подорожала, да и то не вся — напитки, например, на прежнем уровне. Аренда недвижимости — почти на прежнем уровне, а вот цены на землю в бангкокском регионе поднялись сильно. Появились бесплатные междугородние поезда и бесплатные городские автобусы в Бангкоке. Общая зависимость такая — что было дешёвым, то и не подорожало вовсе, а что было дорогим — поднялось на 10-20%. Насколько выросли цены в СНГ за указанный период — думать грустно, я оцениваю, что где-то на 30-40%.

Транспорт. Очень мало изменений, но есть положительные тенденции. В Бангкоке открыли единственную на всю страну настоящую электричку — хорошая система, современная, но опять бардак — нет сочетаемости тарифов с другими видами скоростного транспорта. Новых станций метро всего 9 штук — это очень мало. Открыли единственный маршрут автобусов по выделенной линии. Ввели бесплатные «народные» автобусы. Зато по всему городу идёт активное строительство новых линий метро — там несколько десятков станций, и их реально, а не на бумаге строят, откроют по большей части в 2015 г. Обычные междугородние поезда потихоньку догнивают, но зато ветки не закрываются, а наоборот — построили, например, второй путь от Бангкока до Си-Рачи. Локальные поезда сделали бесплатными — уникальное явление без аналогов в мире. Начали строительство футуристического супервокзала в Бангкоке для тайских синкансэнов, но они ещё не скоро появятся — на 2020 запланировано открытие первой ветки. Но всё-таки молодцы, что реально строят ЖД, а не разваливают, как в большинстве других стран. А вот автобусный транспорт не развивается совершенно, как и городской транспорт в провинции — традиционно для ЮВА безобразный. Локальные самолётные рейсы уверенно развиваются, тайская Эйр Азия своё дело делает.

Инфраструктура. Тут тенденция такая же, как и с ценами — районы, которые уже были богатыми и современными, становятся ещё богаче и современнее, а провинция не меняется — откроют в лучшем случае новый банк, больницу или монастырь, но общий облик городов остаётся прежним. Заметна стагнация в курортных районах — цены растут сильнее, чем везде, а качество всё такое же. Бойчее всего строительство идёт на окраинах Бангкока, где появляются целые кварталы таунхаусов для богачей. Некоторые оформлены в интересных стилях — например, под Францию. Также новые дома возникают в мелких промышленных городках Центрального Таиланда, которые всё больше утрачивают связь с тайской провинцией и становятся какой-то вещью в себе. Каких-либо попыток со стороны власти упорядочить строительство, чтобы тыкали дома не как попало, а в каком-то стиле, как не было, так и нет. Но процесс модернизации идёт, и идёт быстрее, чем в России — просто он пока количественный, а не качественный.

Кому интересно про новое издание моего путеводителя «Таиланд» — оно уже готовится, а выйдет в печать в конце этого года.

P.S. Мне кажется, что тайцы немного лучше стали говорить по-английски. По крайней мере, в Бангкоке и на курортах уже сложно найти не понимающего простой английский тайца. Может, смена поколений и обязательный английский в школах всё-таки делают своё дело?