Выкладываю небольшой текст из путеводителя по Израилю, который я сейчас пишу. Текст предназначен для российских туристов, которые раньше в стране не были. Знатоки Израиля ничего нового не узнают.



Израиль – единственная страна в мире, где жизнь замирает каждую неделю. Не ходит транспорт, не работают магазины, рестораны, торговые центры. Это еженедельное бедствие называется «шаббат» (שבת, от глагола לשבת, «сидеть»), и планы на это время следует составлять очень тщательно – ошибка будет стоить большого количества времени и нервов. Многие ошибочно считают, что шаббат тождествен календарной субботе. На самом деле, хотя эти слова одного происхождения, шаббат – это шаббат, а суббота – это суббота. Шаббат начинается незадолго до захода солнца в пятницу и заканчивается незадолго после захода солнца в субботу, его общая продолжительность – около 25 часов. Нетрудно понять, что зимой шаббат начинается и кончается раньше, чем летом. Имеются специальные календари для религиозных людей, в которых пишут точное время начала и окончания каждого шаббата. В религиозных кварталах точное время пишут на специальных досках объявлений. Летний шаббат переносится немного легче, чем зимний, так как летом пятница – это почти полноценный рабочий день, а в вечерний «огрызок» субботы всё равно особо ничего не успеть.

Большинство евреев-израильтян так или иначе соблюдает шаббат, но в разной мере. По мнению ортодоксальных раввинов, в шаббат нельзя выполнять 39 видов работ, включая самые экзотические (например, вынимать муху из супа). Важнее всего запреты зажигать огонь и отходить на большое расстояние от дома. Подходящие для шаббата дела – изучать Тору, ходить в синагогу, ходить в гости к родственникам и исполнять супружеские обязанности. Многие израильтяне, которые исповедуют иудаизм, но относятся к нему не особо серьёзно, соблюдают лишь часть заповедей. Для них шаббат – это что-то вроде европейского уик-энда, когда следует выезжать на природу, ходить по музеям, а ночь шаббата – время шумных вечеринок. В туристических районах страны (Кинерет, Голаны) в шаббат на трассах транспорта чуть ли не больше, чем в будни. Иными словами, большинство населения занимается в шаббат чем угодно, кроме собственно работы.
Начало шаббата отмечается зажиганием свечей, которые будут гореть весь шаббат (зажигать огонь во время шаббата нельзя). После этого следует трапеза, на которой верующие исполняют традиционные песнопения. Если вы будете оставаться у кого-то в гостях, возможно, вы услышите эти песнопения от хозяев дома или от соседей. На улицах в шаббат почти нет машин, зато много ортодоксов, следующих в синагогу или из неё. Ортодоксы-ашкеназы часто одевают в шаббат вместо обычной шляпы чёрную меховую шапку цилиндрической формы.

Шаббат так важен для путешественника прежде всего потому, что имеются проблемы с транспортом. Самолёты летают, но только международные и не компании «Эль-Аль». Поезда не ходят совсем. Из автобусов ходят только маршруты арабских компаний (в районах расселения арабов), а также почему-то автобусы «Эггеда» в пределах города Хайфа, но не все маршруты и с большими интервалами. Расписание поездов и автобусов на пятницу и субботу меняется дважды в год в связи с тем, что зимой шаббат начинается и заканчивается раньше. В пятницу автобусы заканчивают ходить немного позже, чем поезда. Главный транспорт в шаббат – это жёлтые маршрутки. Они ходят тоже не по всем маршрутам. Маршрутки, ходящие в шаббат – это большинство городских маршрутов в Тель-Авиве и окрестностях, а также многочисленные маршруты из Тель-Авива в разные города Израиля – Иерусалим, Хайфу, Ашдод, Ашкелон и пр., а также из Хайфы в Акку и прочие окрестности, из Тель-Авива и Хайфы – в аэропорт Бен-Гурион. Из Иерусалима маршрутки ходят только в Тель-Авив. Стоит отметить, что в некоторые малые города в шаббат не ходит ничего. Маршрутки отправляются по наполнению (иногда его надо долго ждать), а стоят в разы дороже автобусов. Интересно, что в ночь шаббата все маршрутки ходят так же, как и днём, если не чаще.

На машине в шаббат можно ездить спокойно, но при одном условии – не надо заезжать в районы проживания ортодоксов. Там часто улицы перекрывают, люди гуляют по проезжей части, в случайно заехавшие в район машины могут бросать камни.

Супермаркеты и торговые центры в шаббат не работают совсем, закрыты и базары. Некоторые маленькие продуктовые магазины открыты, но их немного. Больше всего работающих в шаббат магазинов – в центре Тель-Авива, там даже есть сеть минимаркетов, открытых в шаббат. С ресторанами сложнее. Закрыты почти все (кроме арабских) уличные заведения с фалафелем и шаурмой. Из более классных ресторанов большинство тоже закрыто, но не все. Особенно часто открытые рестораны встречаются в туристических центральных районах Тель-Авива и Хайфы. В шаббат открыты некоторые «Макдоналдсы», но таких меньшинство. Зато вот маленькие пролетарские кофейни, в которых продаются также газировка, чипсы и прочее мелкое съестное, обычно открыты.
Но есть такие предприятия, которые в шаббат открыты почти всегда – это музеи, нацпарки и иные туристические аттракционы. В большинстве случаев в пятницу они закрываются рано, зато в субботу работают графиком буднего дня. Кроме того, в шаббат открыты наземные КПП с Египтом и Иорданией.

Как путешественнику планировать своё время в шаббат? Прежде всего, есть вещи, которые в шаббат делать не стоит. 1) Не стоит прилетать в страну или улетать из неё. Шаббатные рейсы чуть обычно дешевле, чем в будни, но реальной экономии не получается – транспортные расходы могут быть огромны. 2) Не стоит планировать поездки между городами Израиля. Шаббатные маршрутки ходят не везде, иногда бывают большие интервалы, да и ехать маршрутка может совсем не туда, куда надо. В шаббат надо находиться в одном городе.

А вот что в шаббат делать нужно. 1) Закупаться заранее едой – магазины обычно закрыты. 2) Ходить по музеям в крупных городах. 3) Заниматься ночной жизнью, особенно в Тель-Авиве. 4) Посещать районы, населённые арабами. Оптимальные места для проведения шаббата – это Иерусалим (большой арабский район, ходит транспорт в города Западного берега) и Тель-Авив (больше мест, открытых в шаббат, чем в любом другом еврейском городе). Не следует оказываться в шаббат в малых еврейских городах Израиля.