Визы

Все страны СНГ визовы в Японию. К сожалению, у японского законодательства есть странная особенность: визовые иностранцы фактически не могут заявлять целью поездки самостоятельное путешествие, что роднит Японию с КНДР и Бутаном. В отличие от Южной Кореи, с Японией почти не работает хитрость с более лёгким получением визы в третьей стране: хотя были прецеденты такого рода в странах ЕС, полагаться на них не стоит — вероятно, имела место ошибка консула. В норме в третьих странах японцы просто не хотят разговаривать, отправляют в страну гражданства.

Для получения японской визы заявителю не нужно почти ничего, кроме гарантийного письма от японца-спонсора. Но это письмо получить очень сложно. Японец не может просто прийти в миграционную службу и написать там письмо — он должен предоставить кучу документов, включая налоговые декларации. Поэтому при оформлении через турфирмы виза и стоит так дорого — от 7000 рублей в Москве, хотя консульского сбора в Японии нет.

Кроме оформления псевдо-частного визита через турфирму, есть ещё вариант — трёхсуточный транзит. С ним связан вот какой нюанс. Есть правило, по которому при транзите менее чем на 72 часа в третью страну иностранцам в аэропорту ставят некую марочку под названием шор-пасс. Хотя шор-пассы действительно существуют, полагаться на них не стоит — известны случаи, в том числе мне лично, когда людям просто отказывали в шор-пассе и оставляли сидеть эти трое суток в аэропорту. Лучше сделать в посольстве бесплатную транзитную визу на те же 72 часа. Для этого требуются стандартные документы, аналогичные тем, что на Шенген: справка с работы, справка из банка, билеты и бронь отеля.

Перелёт

Не очень дорог. Частенько можно найти варианты Москва — Токио и обратно в пределах 20 тыс. рублей. Региональные перелёты — например, из Китая — менее выгодны. Лоукост в Японии всего один, зато очень выгодный, называется Peach. Они летают в Корею, Тайвань и Гонконг, готовятся запускать рейсы в Китай. В Корею реально улететь за 50 долларов. Есть ещё Air Asia в Куала-Лумпур, но лоукост ли это — сказать сложно. Перелёты из Японии на западное побережье США — один из самых бюджетных способов совершить кругосветку, стоят от 20 тыс. в один конец.

Международные паромы имеются в изобилии, но ходят исключительно в города Кореи. Корея же сама по себе — «остров», оттуда вроде плавает что-то в Китай, но гораздо менее активно, чем в Японию. Лететь компанией Peach в Корею — вероятно, выгоднее, чем плыть.

Цены

Безумная дороговизна Японии — это миф. Да, Япония дороже, чем все близкие к ней страны, но относительно Западной Европы это вполне дешёвая страна. В Японии можно купить банку газировки за доллар, пообедать в Макдаке за 4 доллара, взять маленький одноместный номер в отеле (не в хостеле!) за 20 долларов, книжки на японском языке стоят от 2-3 долларов, крупные музеи — порядка 5-6 долларов. Несколько повыше цены на кафе в торговых центрах (около 10 долларов за обед), на мелкую еду в минимаркетах, на отели в Токио (от 40 долларов за номер) и туристических курортных городах. Метро среднедорогое, обычно от 2 до 2.5 долларов за поездку.

И только одна вещь в Японии действительно дорога — это внутренний междугородний транспорт, поезда и автобусы. Обязательно надо пользоваться проездными, о них ниже.

Банковские карты

Япония — единственная развитая страна мира, где есть большие проблемы с иноземными банковскими картами. 99% банкоматов их не принимает вообще. Есть три банка, которые дружат с картами. Первый — Ситибанк, принимает все карты, но банкоматов совсем мало и только в крупнейших городах. Банкоматы Ситибанка стоят в основных международных аэропортах Токио и Осаки. Второй — банк 7-Eleven, банкоматы находятся во всех минимаркетах сети, работают круглосуточно, но! принимают только карты Visa. Третий — почтовый банк. Банкоматы есть на каждом отделении почты, но закрываются на ночь, иногда закрыты по воскресеньям. Оплата по карте в магазинах, ресторанах и гостиницах обычно не проходит, платить надо налом.

Внутренний транспорт

Будет отдельный пост. ЖД сеть настолько густая, что использовать что-либо, кроме неё, не имеет особого смысла. Кроме государственной ЖД, есть множество частных компаний, осуществляющих ближнемагистральные перевозки. Поезда делятся на скоростные, полускоростные и обычные, причём обычные (самые дешёвые) на дальние расстояния не ходят, а по ряду направлений скоростным (самым дорогим) нет альтернативы. Умные люди покупают проездные на государственную железную дорогу. Проездные выдаются на срок от 1 до 3 недель и действуют на почти все поезда по всей территории страны, включая скоростные. Недельный проездной стоит около 300 долларов, при активных путешествиях позволяет сэкономить 200-300% и кучу нервов, так как покупка простого билета — дело неочевидное. Проездные не продаются в Японии, их надо покупать в агентствах в любой другой стране мира. Есть ещё малые проездные, действующие на меньший срок и только в пределах одного региона, их можно купить в Японии. Автобусы стоят примерно как поезда, ходят в основном на малые расстояния. Иногда самолёт оказывается дешевле поезда. Например, в Саппоро выгодно летать, если нет проездного. Внутренние паромы ходят только на мелкие острова и на Окинаву, так как четыре основных острова соединены мостами.

Языки

99% японцев не ведают других языков, кроме японского. Даже в гостиницах могут встречаться сотрудники, не знающие вообще ни одного английского слова. Письменный английский встречается несколько чаще, им продублированы некоторые вывески. Рестораны с англоязычным меню — редкость, даже в макдачных всё по-японски. Язык записывается при помощи комбинации трёх систем: иероглифы и две слоговые азбуки. Даже если выучить слоговые азбуки, что не так сложно, это не помогает, так как основная часть надписи выполнена иероглифами. В отличие от китайского, где одному слогу соответствует один иероглиф, в японском иероглиф вообще никак не соответствует произношению. Япония не приняла маоцзэдуновскую реформу, из-за чего около 20% иероглифов в китайском и в японском выглядят по-разному.

Электричество

Единственная страна Евразии, в которой не 220 вольт, а 100. Кипятильники плохо работают, на старое и примитивное оборудование нужен адаптер. Не вся японская электроника работает без адаптера за пределами Японии. Розетка под американскую вилку с двумя тонкими продольными вертикальными штырями. Переходники с европейской вилки купить несложно как в России, так и в Японии.