Япония известна многообразием всевозможных видов рейсового транспорта. В особенности интересно тут будет любителям трамваев. По числу трамвайных городов Япония опережает все остальные азиатские страны, вместе взятые: их тут 16, а в городах Токио и Тояма имеется по две автономные трамвайные системы. Такая многочисленность трамваев объясняется спецификой индустриального развития Японии: города стали богатеть на рубеже XIX-XX вв., когда трамваи были в моде. Уничтожение трамваев в послевоенное время тут тоже шло, как и в других странах, но трамвайных систем к тому времени было настолько много, что всё порушить попросту не успели, и многие системы дожили до нынешнего времени, когда мода на рельсовый транспорт вернулась.

Трамваи в Японии интересны не только своей многочисленностью, но и подвижным составом. В отличие от западноевропейских трамвайных систем, которые перешли на безликие и одинаковые современные вагоны, в Японии все известные мне трамвайные системы сохранили множество различных моделей вагонов, включая настоящие ретро-трамваи. Я думаю, что всего в стране можно насчитать около 30 типов вагонов на ходу.

Особенность всех трамваев Японии: у них нет разворотных кругов, вагоны симметричны, имеются две кабины и двери по обеим сторонам. Трамвайные конечные зачастую оформлены в виде мини-вокзалов с тупиками железнодорожного типа. Очень удобна система оплаты проезда: обычно это фиксированный тариф, оплачиваемый на выходе в специальный автомат, стоящий возле машиниста. Как и весь прочий транспорт в Японии, системы чётко отлажены, на остановках вывешены расписания и подробные схемы, остановки объявляются.

К сожалению, уничтожение трамваев в центральных частях городов в послевоенные годы привело к тому, что большинство современных трамвайных систем расположено где-то в пригородах, и многие туристы до них попросту не добираются. Например, обе системы токийских трамваев находятся весьма далеко от центра города. Из городов, где был я, трамвайными являются Токио, Киото, Камакура, Хиросима и Осака, но из-за неудобного нахождения трамваев покататься и пофотать я смог только в двух последних городах, которым и будут посвящены следующие посты.