Хиросима — 11-й по населению город Японии (более 1 млн) и самый крупный город страны, в котором нет ни метро, ни городских электричек. Зато в Хиросиме есть трамваи, которые с успехом заменяют метро. Хиросимская трамвайная система — самая крупная в Японии по протяжённости. В отличие от других городов, здесь трамваи — не сохранившийся по недоразумению реликт где-то на окраине, а основной вид гортранспорта.

Сохранением трамвайной системы город обязан, как ни странно, атомной бомбе. В Японии, как и везде, рельсы клали обычно посередине проезжей улицы. Со временем возникла необходимость расширять дороги, а расширять их в Японии, кроме как за счёт трамваев, было некуда — всё заставлено домами. В Хиросиме благодаря бомбе почти весь жилой фонд был уничтожен, а новые дома стали строиться в соответствии с современным регулярным планом, то есть более просторно, — тут хватило места и для широких улиц, и для трамваев. Сыграло роль и расположение города в дельте крупной реки: в таких условиях неудобно строить метро.

Сегодня в городе существует 8 трамвайных маршрутов, из них маршрут 2 является пригородным и имеет в длину более 15 км. Тарификация на этом маршруте зональная, на остальных — фиксированная. Около трети парка составляют симпатичные старые вагоны.





Вот как выглядит старый вагон изнутри. Обратите внимание на фронтальный обзор из салона — это «фишка» большей части японского рельсового транспорта.





Приборная панель ретро-вагона — это вообще улёт, а рассматривать её может любой желающий без проблем. В каждом японском трамвае есть две кабины, задняя кабина открыта и в ней никого нет.





Кроме обычных ретро-вагонов, бывают ещё и сочленённые с двумя «гармошками».





Уже не совсем ретро, но ещё довольно старый и симпатичный вагончик. Такие бывают в двух (или даже трёх?) немного отличающихся разновидностях.





Салон в этом вагоне почти такой же, как и в ретро.





А вот кабина довольно заметно отличается.





Вот и современные вагоны — модерново, но неуютно. К счастью, таких пока меньше половины.





Теперь немного про инфраструктуру. Рельсы, как уже было сказано, не отделены от проезжей части.





Остановочные павильоны бывают двух типов. Этот — более простенький.





А вот более цивильный. Обратите внимание на электронное табло слева.





Отличный дизайн трафаретки с указанием названия остановки — красиво и удобно. Все остановки индексируются в характерной для японцев манере: некая узловая остановка «назначается» центральной, а остальным присваиваются индексы в соответствии с удалением от неё. Допустим, Эба — это шестая остановка от центральной по линии Е. Также интересна многоязычность трафарета. Тут можно наблюдать японский кандзи, японскую хирагану, латиницу, корейский хангыль, а в нижнем правом углу, кажется, китайские иероглифы, которые в данном конкретном случае идентичны кандзи.





А вот трамвайное депо, оно же разворотный тупик. Напомню, что разворотных трамвайных кругов в Японии нет.





В следующей серии опишем две принципиально разные трамвайные системы города Осака.