На острове Суматра стоит город Медан. В нём проживает 2,5 млн человек, а вместе с агломерацией — 4 млн. Это 4-й по величине город Индонезии и самый крупный за пределами Явы. Несмотря на свои размеры, широкой общественности город Медан неизвестен. Даже в путеводителях этому городу уделяют не более пары страниц. Любому, кто немного знает Индонезию, понятно почему — ведь Бандар-Лампунг, Палембанг, Джамби и Пеканбару на Суматре, ряд крупных городов Явы и индонезийского Борнео для путешественника вовсе неинтересны. Все эти города лишены своей среды, атмосферы, нет в них ни пешеходных улиц, ни парков, ни интересной жилой застройки, ни сложных транспортных систем, на улицах валяется мусор, а народ мерзок и прилипчив. Вот и Медан таков же — он напоминает не мегаполис, а несколько городов населением тысяч 200, которые просто срослись границами между собой.

Однако, всё-таки в Медане есть некоторое количество мест, выделяющихся среди общего бескультурья. Они крайне редко мелькают в сетевых фотоотчётах по причине почти полного отсутствия в Медане туристов, но всё же представляют какой-то свой интерес. Например, мне кажется, что сложно не полюбить голландскую каланчу начала XX века, что на фотке ниже.







Наиболее интересный район города состоит из пары кварталов вокруг ж/д вокзала. Сам вокзал (белое здание в центре кадра) неинтересен ничем.





Для любителей железных дорог зафотано его полное расписание. Поезда ходят по четырём направлениям, но не выходят за пределы провинции Северная Суматра.





Прямо напротив вокзала расположился китайский храм огромных размеров.





Прямо к вокзалу примыкает, скажем так, крупный сквер с такой красивой аркой. Индонезы называют это парком, хотя настоящих парков нет ни в Медане, ни в Индонезии вообще.





Рядом с аркой расположилось, пожалуй, самое импозантное из колониальных зданий города. Вообще, если сравнивать с соседней британской Стрейтс-Сетлментс (Сингапур, Малакка, Пенанг), нидерландская Ост-Индия выглядела просто ужасно, колонизаторы совсем ничего не делали для народа. «Благодарный» народ постарался стереть всю память о голландцах из жизни нации, и ему это удалось — надписей на голландском языке в Медане не больше, чем в Москве.





Пожалуй, самое необычное из зданий Медана — смесь колониального стиля с модерном.





И ещё один интересный колониальный образец. Но не спешите ехать в Медан за колониальной архитектурой — эти три здания да показанная выше каланча — единственные найденные мной примеры европейской «высокой» архитектуры в городе.





Из мечетей наибольший интерес представляют центральная…





… и ещё вот эта в синкретическом китайско-исламском стиле. Единственный аналог этой мечети в регионе (из известных мне) находится в Малакке.





Красивая строящаяся мечеть неожиданно была обнаружена на окраине города. Мне кажется, что это ачехский стиль.





Одной из смешных особенностей Индонезии является штамповка никому не нужных храмов. Например, считается, что в каждой провинциальной столице обязаны быть буддисты. Для них строят такие шаблонные, полузаброшенные и вечно закрытые здания.





Памятник какому-то гуру Патимпусу — наиболее выдающаяся скульптура города.





Отгрохать красивую башню с часами смогли, а вот завести эти часы и хотя бы синхронизировать два циферблата друг с другом — уже не судьба.





Современная архитектура представлена таким забавным стилем, который я в своё время заметил в Джакарте. Здесь псевдоклассический фронтон поднят под крышу небоскрёба.





На окраине города стоит такой вот странный зиккурат.





На фоне всеобщего свиноподобия в Индонезии на удивление свежо и приятно выглядят некоторые виллы местных богачей. Интересно, что по интерьерному оформлению богатых домов Индонезия ещё более интересна, кое-где попадается псевдостаринная мебель в викторианском стиле.





Построили надземный переход. Ну и что? А то, что в трёхмиллионном Медане это единственный приличный современный переход.

А вообще я начал за здравие, а кончу за упокой. По этим фото может показаться, что Медан — интересный большой город, где есть что нащёлкать. Но эти кадры не репрезентативны, они тщательно подбирались среди общей серости и безликости. Так, например, в Медане находится одно из самых уродливых современных зданий в мире:





В Медане вместо набережной у реки строят трущобу:





Аэропорт «Полония» только снаружи производит приятное впечатление:







Но терминальное здание — пожалуй, самый мерзкий аэровокзал мира. В зале вылетов даже нет туалета, чтобы сходить по нужде, приходится проходить назад через досмотр багажа. К счастью, весь этот ужас скоро закроют, а рейсы перенесут в новый аэропорт.





Ходить пешком в Медане тоже не очень легко. Из-за отсутствия тротуаров везде, кроме центральных улиц, людям предлагается ходить по плохо закреплённым над открытой канализацией бетонным плитам.





Иногда эти плиты расходятся, и тогда появляется риск провалиться в вонючую жижу.

Ну а в качестве эпилога — городской транспорт Медана одной фотографией на фоне милого старинного дома. Вот она — единственная разновидность рейсового транспорта. Ни трамваев, ни метро, ни даже городских автобусов в Медане нет, а весь мегаполис ездит на вот таком транспорте, в который европеец с рюкзаком даже залезть вряд ли сумеет. Велком!